Долгосрочное сотрудничество режиссера с актером — явление не редкое. На ум приходят разнообразные примеры дуэтов: Мартин Скорсезе — Леонардо ДиКаприо, Федерико Феллини — Марчелло Мастрояни, Акира Куросава — Тосиро Мифунэ. Не всегда годы совместной работы перерастают в полноценное соавторство, в рамках которого обе стороны взаимно обогащают творческие методы за счет друг друга. Впрочем, и для этого явления недостатка в иллюстрациях нет: достаточно вспомнить картины Джона Кассаветиса с Джиной Роулендс, его супругой и многолетней соратницей, в главной роли, а также Франсуа Трюффо, не раз снимавшего легендарного Жан-Пьера Лео в образе Антуана Дуанеля.
Когда мы говорим о дуэте Трюффо-Лео, нельзя избежать сравнений с похожей парой режиссер-актер из современного азиатского кинематографа — конечно, речь идет о тайваньском постановщике Цае Минляне и его постоянном актере Ли Каншене. Ли, как и его европейский предшественник Лео в картинах о юном парижанине Антуане Дуанеле, из раза в раз предстает на экране в образе Сяокана, молодого обитателя Тайбэя, живущего с матерью и отцом. Персонаж Ли Каншена в фильмах Минляна — начиная с «Бунтарей неонового бога» (1992) и заканчивая «Днями» (2020) — проходит ряд трансформаций, меняет занятия и объекты проявления чувств. Образы Антуана Дуанеля и Сяокана — не параллельные прямые в кинематографическом пространстве, они пересекаютсся в «А у вас который час?» (2001), когда Жан-Пьер Лео появляется в сцене на кладбище Монмартр (там, между прочим, похоронен сам Трюффо), а Сяокан в тайбэйской квартире смотрит «400 ударов» с Лео-подростком в главной роли. Цай Минлян, известный почитатель творчества Франсуа Трюффо, в итоге сплетает эти линии в мюзикле «Лицо» (2009): Ли Каншен играет здесь режиссера, который ставит в Париже ленту по библейской истории иудейской царевны Саломеи, потребовавшей от царя Ирода голову Иоанна Крестителя. В этом «фильме в фильме» задействованы актеры, снимавшиеся у Трюффо: Жан-Пьер Лео, Натали Бай и Жанна Моро.
Ли, как исполнитель главных ролей у Цай Минляна на протяжении уже почти двух десятков лет, становится лицом его картин, выразителем главных идей его фильмографии и в конце концов — воплощением восприятия мира. Обратимся к их совместным полнометражным работам и проследим, как актер и режиссер взаимно обогащали кинематографическое видение друг друга. Цай, к моменту встречи с Ли уже зарекомендовавший себя на ТВ опытный постановщик, нашел в актере единомышленника, которому удалось придать законченность форме картин постановщика и развить ряд их художественных особенностей.