«Если ты найдёшь в себе драгоценный камень, важно потратить время на его огранку», — одна из наиболее запоминающихся цитат картины. Судзуки только-только вступила в тот возраст, когда ребенку начинают доверять серьезные решения, и уже всерьез интересуются выбором профессии. Зачастую общество и родители настаивают на том, чтобы будущий благоразумный гражданин (или гражданка в случае Судзуки) встал на проверенные рельсы, везущие по остановкам «школа — ВУЗ — работа — женитьба — дети». На пункте «дети» уроборос кусает себя за хвост, и цикл начинается вновь. Данная тема особенно остро существует в Японии, где довлеют традиционные ценности. Хотя фильм развивает сюжет на общечеловеческом уровне так, что все чувства и глобальнее — жизнь юной японской девушки — понятны, пожалуй, каждому, даже за тысячи километров от ее родного Токио. Судзуки решает развить писательское мастерство, ступив на шаткий и валкий, нетривиальный и малоизведанный, а оттого трудный путь. Она решает рискнуть и побороться за лучшее для себя, но наталкивается на непонимание и осуждение со стороны близких. Несмотря на это, она упорно трудится и медленно, шаг за шагом идет к своему призванию, к становлению и утверждению душевной идентичности.
Главное, не прожить в потемках, как премудрый пискарь. Вспомните, к чему привела спокойная, как Марк Феликс, тихая, как пьеса «4'33''», надежная, как дебют «русская партия», игра Яна Непомнящего в Торонто. Ни одного поражения, но при этом много ничьих, чего не хватило для победы в шахматном турнире. В шахматах, как и в жизни, так нельзя — нужно рисковать, быть авантюристом. Стремиться найти себя, а после долго и упорно, несмотря ни на что, трудиться в выбранном направлении.
(как вы могли догадаться, автор текста находится в своем «шахматном периоде»)