ДАНИИЛ БЕЛОБРОВЕЦ
1 ОКТЯБРЯ 2019

ПОЛУНОЧНАЯ ПОМОЩЬ: ГРАН-ПРИ «ПОСЛАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ»

Кинематографичные трудовые будни, игра на выживание и погружение в жизнь частных фельдшеров Мехико в документальном фильме американского режиссера Люка Лоренцена
Мексика. Наши дни. В 9-ти миллионном Мехико работает всего около 45-ти карет скорой помощи. Острый недостаток пытаются восполнить частные фельдшеры, в том числе, члены семейство Очоа, которые изо всех сил пытаются помочь попавшим в беду людям и заработать на этом хотя бы какие-то деньги. С этого вступления начинается документальная картина «Полуночная помощь» Люка Лоренцена, получившая Гран-При XXIX «Послания к человеку».

Выбор жюри не кажется удивительным. «Полуночная помощь» – достаточно нетипичный документальный фильм. Во время его просмотра порой забываешь о том, что перед тобой живые люди, а все, что происходит на экране – реальные ситуации. Игровое кино обладает большим набором возможностей чем документальное – любую драматическую ситуацию можно поставить, выверив каждое слово и движение персонажа по линейке, сцену отрепетировать, так, чтобы она работала точно и бесповоротно как пуля, что-то дорисовать при помощи графики, что-то подрезать на монтаже. Документальное кино, конечно, хоть и не обделено инструментами пост-продакшна,но все же ему приходится работать с материей жизни, куда более шероховатой и нескладной. Взамен оно получает почему ценное для зрителя право говорить «правду» показывать «настоящую жизнь»

Природа воздействия «Полуночной помощи» во многом парадоксальна. Жизненный материал – нелегкие трудовые будни семейства Очоа – оказываются на удивление кинематографичным. Сцены спасения людей захватывают внимание не хуже наполненных саспенсом эпизодов остросюжетных триллеров. Здесь присутствует и динамичный монтаж и за жизни экранных героев, волею судеб, оказывающихся в экстремальных ситуациях, когда каждая секунда может оказаться определяющей. Герои, обычные мексиканские трудяги, колоритны как нельзя кстати: отец - уставший, молчаливый патриарх, и сыновья: старший – немного неуклюжий доброватый толстяк, постоянно терпящий подтрунивания среднего брата– уверенного в себе острослова, но при этом самого ответственного и собранного члена семьи, а младший сын, как будто нарочно написан как комический персонаж – полнощекий десятилетний мальчик, веселящий и умиляющий публику своими невинными выходками и комментариями.
Режиссер следил за семьей на протяжении трех лет и отснял около 400 часов материала. Получившиеся на выходе полтора часа хронометража – результат полноценного естественного отбора, сохранившего, может быть, и не самые сильные сцены, но наиболее приспособленные к жизни внутри единого кинематографического нарратива. В результате, картина работает сразу на нескольких уровнях восприятия: будучи увлекательной историей, она в то же время удивляет моментами, когда осознаешь, что перед тобой реальные истории, люди и проблемы.

А проблемы у семьи действительно самые что ни на есть реальные, ведь заниматься своим делом им приходится полулегально. Городские власти держатся от частных фельдшеров в стороне, напоминая о себе только введением все новых и новых регуляций, принимаемых под лозунгами заботы о пациентах, на деле же нужных только для того, чтобы пополнять бюджет за счет штрафов; полицейские, в свою очередь, видят в частниках аппетитный способ пополнить свой карман взяткой, и время от времени задерживают фельдшеров прямо с окровавленным телами на руках. В настолько враждебных условиях на какой бы то ни было заробаток рассчитывать трудно. Ведь даже требовать платы за свою работу герои по закону не могут. Остается надеяться лишь на человеческую порядочность, но и она не всесильна – у многих людей попросту нет денег чтобы расплатиться. Мексика – не Штаты и не Канада, здесь каждый песо на счету.

Вынужденным вести игру на выживание героям зачастую приходится переламывать себя, не из жажды наживы, но для того чтобы купить горячий обед – например, подбивать пациентов воспользоваться услугами частной клиники, доплачивающей фельдшерам за привод новых пациентов; а в какой-то момент после нескольких безденежных ночей просить расплатиться за услугу женщину, только что потерявшую свою дочь.
Очевидно, любой кинофестиваль, хорошо это или плохо, не ограничивает себя исключительно кинематографической областью. Он стремится прорваться за рамки экрана, став политическим событием. Все они схожи в своем стремлении нести гуманистический посыл, только вот гуманизм этот всегда окрашен в разные цвета. Гуманизм «Послания» посвящен людям, вынужденным вести полунищенское существование и вгрызаться в любую подвернувшуюся жизненную возможность. И даже не имея ничего за душой, ежедневно встречая сопротивление со стороны окружения, они остаются честными и доброжелательными людьми, делающими ту работу, которую кроме них не сделает никто. И это не может не радовать.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Made on
Tilda