ГЕННАДИЙ ГУСЕВ
2 ОКТЯБРЯ 2019

ПОКЛАДИСТАЯ СОБРАЛА ВЕЩИ И УШЛА К МАРИИ ДЕ ЛОС ЭСТЕРОС

Бытовая повседневность – воспоминание о трансцендентном – поэтика вечнозеленого леса: на «Послании к человеку»
ПОКЛАДИСТАЯ
Картину о неопределённости в бытовой повседневности снял Матьё Сальмон, начинавший свою кинематографическую карьеру в качестве монтажёра. Главная героиня его картины – постоянно меняющая работу тридцатилетняя Лаура. В личной жизни у женщины всё немногим лучше – ухажёры пропадают, едва речь заходит о серьёзных отношениях, а взаимоотношения с друзьями никак не складываются.

Сальмон постарался запечатлеть дух времени. В «Покладистой» продемонстрировано влияние нестабильности европейской экономики на жизни людей: кто-то замыкается в себе, кто-то становится раздражительным, кто-то переступает через свои принципы. Когда на столе стоит пустая тарелка, и нет уверенности в завтрашнем дне, не так сильно задумываешься о любви и чувствах. Впрочем, в крайности автор не пускается, не делаетсвоих персонажей героями или злодеями, а лишь отстранённо наблюдает за происходящим.

Режиссёр размышляет о человеческой природе. Он показывает зрителю, как далеко готов зайти человек в поисках своего счастья.

Для этого Сальмон использует приём многократно повторяющегося действия. Лауру берут на временную работу, она надеется на то, что сможет закрепиться на новом месте, знакомится с коллегами, испытывает лёгкую эйфорию. Но время проходит, и женщине приходится искать новое место работы, новых приятелей и новые стимулы к существованию.

Также «Покладистая» – лента о людях, плывущих по течению, цепляющихся зубами за любой шанс. Успех быстро сменяется разочарованием, но стоит предаваться рефлексии, если суть наших неудач – мы сами? Достойны ли люди «покладистые» счастья в меньшей степени чем те, кто за него борется? Именно эти вопросы задаёт в своей короткометражной ленте Матьё Сальмон.
Я СОБРАЛ ВЕЩИ И УШЕЛ
Эрик – центральное действующее лицо картины выходца из Руанды Мбабази Шарангабо. Но Эрик не появляется в кадре. О нём будут говорить герои, мы увидим его вещи, услышим его песни. А дело в том, что Эрик умер.

В основе метафизической истории, в которой нашлось место задушевным разговорам, рэпу, странным танцам, лежит личная драма режиссёра. В ней можно найти надежду, любовь и сострадание.

Часто используя статичные кадры, Шарангабо пускается в витиеватые размышления о природе человека. В расслабленной обстановке, перманентно переходя на шёпот, молодые мужчины и девушки вспоминают Эрика.

Бессознательно они пытаются постичь то ли трансцендентного бога, то ли вечную человеческую душу. Ни то, ни другое не является непреложной истиной. Убаюкивающий темпоритм ленты вкупе с многозначительным молчанием персонажей, в которое часто вклинивается в диалоги, создают интимную атмосферу.
МАРИЯ ДЕ ЛОС ЭСТЕРОС
Фильм Эухенио Гомеса Борреро, который получил награду «Послания к человеку» за лучшую короткометражную игровую работу, «Мария де Лос Эстерос» выполнена в стиле магического реализма и является одной из самых поэтичных постановок фестиваля.

Главная героиня, Мария де Лос Эстерос – образ собирательный. Он отсылает зрителя к культуре жителей мангровых зарослей. Блуждая по лабиринтам памяти, герои напевают и проговаривают странные молитвы. На первый взгляд их культура самобытна, её сила заключена в простоте.

Для демонстрации пограничного состояния между сном и явью, Борреро использует распространённый (и дешёвый в применении) метод – применяет тонировку в коричневых тонах. Сепия действительно помогает глубже погрузиться в историю – оттенок коричневого цвета с начала XX века применяется в живописи для придания элементам живописных полотен полутонов, плавных переходов.

Критериев добра и зла во вселенной героев ленты будто бы и нет. Оттого и смерть воспринимается иначе – в ней нет сакрального смысла, её не страшатся и не оттягивают. Смерть – логическое продолжение жизни.

Закрывающие небо вечнозеленые леса – символ постоянства, люди под их покровами приходят и уходят, а остается время – вечная константа. Они в этой закрытой экосистеме непорочны и наивны. Как и всё в идеальном обществе.

«Марию де Лос Эстерос» можно начать смотреть с середины, и всё понять, включить с самого начала – оказаться посторонним. Попасть в гости к людям из мангровых зарослей непросто. Очутиться рядом с ними – большое счастье и испытание одновременно. Удивительно красивая, утопическая по сути своей лента Борреро – редкий шанс попасть в мир, который мы потеряли.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Made on
Tilda