Трагедии, ставившиеся в театре Диониса в Афинах, хоть и воспроизводили идеологию гражданского общества и формировали мужское гражданское эго, не были строго дидактическими. Наоборот, соревновательный характер Дионисий и присутствие среди зрителей периферийных (негражданских) групп населения (женщин, детей, рабов и иностранцев) предполагали более сложную форму классической драмы. Соревнования трагических поэтов были таким же демократическим афинским институтом, отзывчивым к изменяющейся политической ситуации. В силу этого, греческая трагедия фиксировала важные для полиса конфликтные и напряженные ситуации, освещая их с разных точек зрения – и тот факт, что Еврипид получал хор так часто (22 раза), говорит лишь о том, что его работа высоко ценилась афинянами
[7].
Подрывной потенциал «Медеи» Еврипида хорошо прослеживается на фоне предшествующей ей традиции. До появления знаменитой трагедии в творчестве других поэтов Медея, как это и было положено женскому персонажу, занимала пассивную позицию. У Гесиода она сочетается браком с «пастырем народов» Ясоном (Theogony. 1000-1001.). В «Пифийских песнях» Пиндара могущественная колдунья сама оказывается жертвой любовных чар (Pythian. IV. 215-220.). Гнет традиции не остается бесследным, и уже у Еврипида Медея, приняв на себя активную роль, осудит низкое положение женщины, как предмета, которым можно завладеть без её воли (Med. 230-240.). К тому же, Медея Еврипида обладает самосознанием, ярко выраженным Я, которое за ней отрицает Ясон, связывая все свои успехи с покровительством Киприды (Med. 528-530.). Именно это самосознание и независимость суждений, с последующей непокорностью «судьбе», придает инаковости Медеи большее значение, выводя её за рамки отведенных ей ролей «жены и чужестранки»
[8].
Мало того, что Медея отводит смерть от себя и навлекает её на Креонта, Главку и своих детей, тем самым утверждая свое Я, она делает это необычным способом. Обратим вниманием на одну деталь. Традиционно женское орудие самоубийства в античной драме – это подручные предметы, вроде узловатой вуали, пояса, головной повязки или, редко, веревки. Это может символически указывать на обольстительное воздействие женщины или «женскую хитрость», которой, по мысли Николь Лоро, так опасаются древние авторы. Меч же, колющий и разрывающий – сугубо мужское орудие убийства
[9]. В свою очередь, Медея, вооруженная кинжалом, занимает активную мужскую позицию (подобно Лукреции, что, по словам Валерия Максима, была наделена мужской душой)
[10]. И, в отличие от Антигоны Софокла, она до конца оспаривает традиционные для патриархального общества конвенции относительно природы женщин
[11]. Однако стоит подчеркнуть, что внимание Еврипида к сценам патриархального быта, обусловлено, наверное, как и прежде, желанием поспособствовать восстановлению порядка, всеобщего благочестия членов афинского общества, к тому времени стоявшего на пороге Пелопонесской войны.
Трагическое миросозерцание, сопровождающееся постановкой моральных и экзистенциальных вопросов, присуще и творчеству Ларса Фон Триера, экранизировавшего для телевидения по заказу департамента датского кино в 1988 г. «Медею» Еврипида по сценарию Карла Теодора Дрейера. Телевизионный формат, оригинальный текст Еврипида и преемственность дрейерского гуманистического взгляда на религию обусловили форму и содержание одной из лучших экранизаций античной классики
[12].