Всенародная, сохранявшаяся на протяжении нескольких десятилетий популярность Максима стала возможна не только благодаря содержательным качествам фильмов о нём. В не меньшей степени «феномен Максима» был обусловлен тем формальным приёмами, с помощью которых наш киногерой взаимодействовал со своим зрителем. И здесь, в очередной раз, заслуживают самой высокой оценки Козинцев и Трауберг, не стеснявшиеся применять при создании кинотрилогии самые современные для тех лет художественные решения. К примеру, для них ничего не стоило «сломать» пресловутую «четвертую» стену. В концовке «Выборгской стороны», попрощавшись с героиней на экране, уходящий на фронт Максим поворачивается в зрительный зал и… До свидания, товарищи! И, что характерно, не обманул, действительно, «до свидания». Хотя и обманывать было не нужно, поскольку зритель уже прекрасно знал, что их любимый герой не пропадёт в горниле Гражданской войны. Ведь ещё годом ранее на советских экранах состоялось два возвращения Максима.
О первом, официальном «Возвращении» 1937 года, являющемся частью Трилогии о Максиме, мы уже писали выше. Второе произошло в том же году в форме камео в печально известном фильме Фридриха Эрмлера «Великий гражданин» — великолепно поставленном политическом триллере, экранизирующем официальную для второй половины 1930-х годов позицию советского государства по происходящему в стране, и от этого — еще более мрачном и пугающем. Картина повествует о вымышленном лидере большевиков Ленинграда — товарище Шахове, талантливом организаторе и вдохновителе социалистического строительства, боровшемся с засевшими «на местах» троцкистско-зиновьевскими саботажниками, но, в итоге, павшем жертвой их подлого заговора. В образе Шахова читается жирный и недвусмысленный намёк на убитого в 1934 году реального ленинградского партийного вождя — Сергея Кирова, а финальный посыл картины прост и понятен. Ну, а Максим-Чирков, постаревший и отпустивший усы, но не утративший былой иронии и целеустремленности, появляется в этом фильме в нескольких эпизодах, естественно выступая соратником Шахова.
Но и на этом экранная биография Максима не заканчивается. С началом Великой Отечественной войны наш герой вновь возвращается в кинотеатры, дабы поддержать сражающихся соотечественников. Очередное возвращение Максима происходит в первом выпуске альманаха «Боевой киносборник» (1941) и представляет собой настоящий апофеоз пробивания «четвертых стен». Короткометражный эпизод под названием «Встреча с Максимом» начинается с того, чем закончилась «Выборгская сторона» — уходящий на фронт Гражданской войны Максим смотрит в зал и прощается со зрителями, среди которых оказываются красноармейцы, готовящиеся к отправке на фронты Великой Отечественной. И тут киногерой окончательно преодолевает границу кино и реальности — выходит в зал, дабы напомнить молодому поколению о подвигах красногвардейцев 1918 года. После чего вновь обращается к реальным зрителям (то есть, фактически, пробивает «четвёртую стену» вторично) и исполняет обновленный вариант своей легендарной песни. И на этой сцене фильмография Максима всё-таки завершается. Но история наша не завершается.