ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 6 МАЯ 2024

МАРС ЭКСПРЕСС: БУДУЩЕЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

Когда андроидам не снятся электроовцы

МАРС ЭКСПРЕСС: БУДУЩЕЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.05.2024
Когда андроидам не снятся электроовцы
МАРС ЭКСПРЕСС: БУДУЩЕЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.05.2024
Когда андроидам не снятся электроовцы
НАШИ СОЦСЕТИ

Люди всегда нас обманывали.


Из анимационного фильма «Марс Экспресс»

Режиссер: Жереми Перен
Страна: Франция
Год: 2023

Новый день встречает нас волшебными идиллическими пейзажами, футуристическими технологиями и человекоподобными роботами. В XXIII веке люди перебрались на Марс и хорошо там обустроились, превратив красную планету в свое новое жилище.

Отныне Земля — периферия, давно потерявший свой прежний статус старый ветхий дом, коллективное ностальгическое воспоминание о далеком прошлом.

Частная сыщица Алин Руби и ее коллега-андроид Карлос Ривера расследуют дело об убийстве на Марсе. На своем пути они встречают противостоящих им сомнительных личностей, а также множество тайн и загадок. Но, распутав этот клубок, они могут прийти к крайне неожиданным выводам.
Соединяя в научно-фантастическом триллере канонический киберпанк и увлекательный детектив с густой атмосферой нуара, уместными отсылками к книгам Рэймонда Чандлера, Айзека Азимова и Филипа К. Дика, «Бегущему по лезвию», «Робокопу» и «Особому мнению», Жереми Перен наполняет свое творение саспенсом и экшеном.

Первый — в перманентной угрозе, которая постоянно где-то рядом. Представители закона оказываются далекими от совершенства (Руби страдает от алкоголизма, а Ривера — от неконтролируемых вспышек гнева, даром что он не является человеком), что очень на руку их коварным противникам, которые до поры до времени остаются необнаруженными.

Второй — в первостатейных эпизодах действия, виртуозно поставленных и отлично нарисованных. Сочетая 3D- и 2D-анимацию, создатели придали визуальному повествованию дополнительного шарма. Или, можно сказать, шика.

«Марс Экспресс» выглядит так, будто художники-постановщики смешали эстетику научной фантастики семидесятых с классической рисовкой аниме и добавили к этому щепотку современных решений. А ведь бюджет постановки составил всего 9 миллионов евро! Это значительно меньше, чем обычно получают проекты студии Pixar.
«Марс Экспресс» удерживает внимание на людях и живых машинах, все же делая на последних акцент. Их «оснастка», быт, система взаимоотношений со своими создателями и с себе подобными интересуют Перена в первую очередь.

Насколько сознание андроидов самостоятельно, а личность — свободна? Способны ли роботы к эмпатии? Этими вопросами задается автор.

Мифология анимационного фильма подчиняется своим внутренним законам. Сперва они кажутся малопонятными и даже труднообъяснимыми, но затем раскрываются перед зрителем.

Например, режиссер всецело полагается на нулевой закон робототехники Азимова, согласно которому «робот не может нанести вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был нанесен вред». Этот закон был добавлен уже после разработки трех основных; в нем подчеркнуто прописано, что вред нельзя причинять не какому-то конкретному человеку или группе людей, а вообще всему нашему виду.

Как известно, в своих произведениях автор «Основания» находил интересные лазейки, чтобы обходить это вроде бы железное правило. Обнаруживают их Перен и его напарник, сценарист Лорен Сарфати (анимационные сериалы «Последний человек» и «Кризис Юнга»).
Или всплывающие по ходу повествования экзистенциальные вопросы. Ведь даже одно из главных действующих лиц — Карлос — на самом деле не просто робот. Он обладает сознанием умершего напарника Алин и полностью имитирует его лицо, мимику, голос и манеру поведения. Копия это или воскресший при помощи новейших технологий оригинал? И этот вопрос останется без вербального ответа.

Смерть как естественный процесс старения организма во вселенной анимационного фильма побеждена, но продолжает неизменно находиться рядом с человеком. Незримо. Всегда.

Схожая судьба постигнет и другую не высказанную напрямую, но постоянно проскальзывающую сквозь сюжетные конструкции дилемму: может ли быть подвержена сомнению неприкосновенность частной жизни, если речь идет о безопасности, о жизни и смерти?

Неоднозначные философские проблемы и динамичный сюжет идут в тесной связке, но совсем не отвлекают от магистрального направления — симбиоза живого и искусственного.

Как создатели нового вида — сущности, жизни? — люди уподобляются здесь древнегреческим богам, далеко не безупречным: алчным, завистливым, кровожадным. Но они живут и действуют так, словно являются истиной в последней инстанции, вершителями судеб, надменно взирающими на всех со своего рукотворного Олимпа.

Но, по Перену, люди забывают, чем окончилось царствование Зевса, Посейдона, Аида и остальных. Влекомые гордыней, переселенцы с Земли насаждают близкую им систему. Мягко. И жестоко — тоже.
Но и тут все оказывается чуть сложнее, чем может показаться. Перен не единожды переворачивает все с ног на голову, вставляя сразу несколько твистов, абсолютно оправданных и запоминающихся.

Люди в «Марс Экспресс» оказываются не абсолютными злодеями, а роботы — отнюдь не невинными агнцами. И среди тех, и среди других есть как условные хорошие, так и относительные плохие.

Прописная истина, но в контексте футуристических экстерьеров Марса воспринимается она как-то ярче и острее. А эпичный и эмоциональный финал открывает наконец полную картину: кажется, будущее гораздо ближе, чем нам кажется.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda