Разговор ведут двое мужчин (Николай и Эдуард) и три женщины (Ингрида, Ольга и Мэдэлин) каждый со своим взглядом на мир и позицией по каждому вопросу. Убедительные проповеди тех или иных идей сталкивают их в жарком споре или заставляют понимающе улыбнуться друг другу. Как следствие — фильм дышит живой, лишенной дидактизма беседой. Западники и славянофилы, атеисты и верующие, сторонники освободительных войн и пацифисты — даже характеры прописаны здесь достаточно убедительно для экранизации текста, написанного одним человеком.
У фильма очень простая социология: гендерное преобладание женщин, — все персонажи, кроме Ольги, состоятельные дворяне среднего возраста. Слуги мелькают на экране, но почти всегда в качестве немых исполнителей чужой воли. Неравенство между ними и хозяевами подчеркнуто не только поведением, но и языковым барьером — аристократы говорят по-французски. Эта деталь добавляет «Мальмкрогу» панъевропейского лоска и напоминает нам, что речь идет не только о России, а обо всем «цивилизованном» мире.
Оригинальный текст Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900) хоть и является эпохальным выражением философской мысли, порой перетекает в удивительные для сегодняшнего дня фантазии. Самая нелепая из них заключается в том, что новый Антихрист непременно должен быть вегетарианцем. Среди прочего там есть европоцентризм, утверждение христианских ценностей, оправдание справедливой войны и прочие пережитки древности. При этом общие размышления на вечные темы оказываются удивительно актуальными. Переплетение политических, философских, исторических и религиозных концепций резонирует со всеми недавними скандалами в Америке и России, доказывая, что нет ничего более постоянного, чем временное. Читать трактат совсем не обязательно, и даже автор это рецензии поленился сравнить его с экранизацией.