ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 15 МАРТА 2021

ВЕДЬМИНА СЛУЖБА ДОСТАВКИ: НА ПУТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Шаг во взрослую жизнь через романтический прогресс и работу в ленте о преодолении границы невозврата в детство

ВЕДЬМИНА СЛУЖБА ДОСТАВКИ:
НА ПУТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 15.03.2021
Шаг во взрослую жизнь через романтический прогресс и работу в ленте о преодолении границы невозврата в детство
ВЕДЬМИНА СЛУЖБА ДОСТАВКИ:
НА ПУТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДМИТРИЙ КОВАЛЬ | 15.03.2021
Шаг во взрослую жизнь через романтический прогресс и работу в ленте о преодолении границы невозврата в детство
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Страна: Япония
Год: 1989

Адаптация одноименного романа Кадоно Эйко от Миядзаки в очередной раз порадовала зрителей высоким качеством анимации и подтвердила мастерство режиссера. Произведение посвящено начинающей ведьме Кики и ее говорящему черному коту Дзидзи. По старинным традициям, ведьма должна начать жить самостоятельно с тринадцати лет, и для Кики наступает этот тяжелый период. В ходе данного практикума, героине нужно выбрать город, где нет другой ведьмы, поселиться там и осесть, помогая горожанам.
Юной ведьме предстоит самой найти город и начать работать, чтобы жить в нем. Самостоятельность — главный лейтмотив фильма. По законам жанра, реальность встречает Кики жестким порядком, неприветливыми людьми и одиночеством. Доброта и отзывчивость помогает ей найти кров и тепло, и так она потихоньку начинает обживаться. Способом заработка она выбрала доставку, далеко не ведьминское занятие. Однако кроме как разговаривать с котом и летать на метле она ничего не умеет из сверхъестественных вещей. И оказывается, что необычные способности, не так уж необходимы для жизни в городе. Той же доставкой можно заниматься и без опасных полетов.

В определенный момент Кики теряет уверенность в себе, у нее наступает творческий кризис. Она не может подняться в воздух на метле и перестает понимать ДзиДзи. И через небольшую арку с второстепенным персонажем, она преодолевает кризис. Интересно здесь то, как детали связаны друг с другом. Ведь художница, что помогла ей, была встречена Кики в ходе доставки посылки. Целая цепочка событий привела к тому, что Кики выбирается из уныния, находит в себе силы и возвращает свой дар полета, ровно как и художница находит вдохновение, встретившись с Кики.
Как в любом фильме Миядзаки, здесь есть консерватизм и недоверие к современности. Люди в большом городе неприветливы и все время спешат. Изобретают дирижабли, заменяя тем самым дар Кики. Микроволновка, как замена печи. И что происходит? Микроволновка ломается и подводит клиентку Кики. Дирижабль оказывается не готов к запуску и причиняет большие проблемы городу. Или современные дети. Та клиентка, у которой сломалась микроволновка, решила спечь и отправить внучке пирог, чем последняя была только недовольна.

Взросление ведьмочки показано через потерю понимания между Кики и Дзидзи. Но важна здесь не утрата вербальных взаимоотношений ведьмы и кота, а непонимание сторон. Они оба шагнули во взрослую жизнь, это показано через романтический прогресс и через работу (кот, оказывается, и не сильно нужен Кики для доставки). Вероятно, с этим и связано то, что возможность понимать речь кота к Кики не возвращается (и наоборот), она преодолела границу невозврата в детство.

Смущает ненужный драматизм в конце, то же было и с Тоторо. Искусственно создается опасная ситуация, где Кики придется геройствовать. Кажется, именно потому, что ее друг в беде, она и возвращает свои силы. Однако, это лукавство, ведь еще до того, как она оправилась от недуга, который по большей части состоял не в утрате дара, а утрате уверенности. Кики так или иначе смогла бы летать. И выплевывать героическое спасение за десять минут до конца фильма дабы подстегнуть интригу, видится по меньшей мере аляповато. Тот же «Шепот сердца» Кондо Ёсифуми справляется с поставленной задачей лучше.
В копилку к странным решениям идет и парень Томбо. Даже отец семейства, приютившего Кики, проработан больше чем мальчишка, а ведь он и фразы в фильме не роняет. Дизайн, реплики и действия, не стыкуют друг с другом, в одной сцене он представлен как сорванец, в другой — как внимательный джентльмен. Воспринимается это так, будто вся его роль в том, чтобы быть спасенным, а не присутствовать на экране в качестве полноценного персонажа. Даже тот факт, что Томбо первым в городе оценил ее дар, меркнет перед поведением героя, хотя вероятно, та первая реакция и зажгла искру в сердце Кики.

«Ведьмина служба доставки» — история не столько о ведьме, сколько об обретении независимости, самостоятельности и чувства ответственности. Впрочем, большинство произведений про ведьмочек как раз об этом, хотя одно другому не мешает. Фильм по праву заслуживает просмотра. Если же лента вами затерта до дыр, то рекомендую ознакомиться с вышеупомянутым «Шепотом сердца» от той же студии Гибли или с «Little Witch Academia» Ёсинари Ё.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda