АНАСТАСИЯ ЛАБУРЕЦ
6 ФЕВРАЛЯ 2022

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МАТЕРИ: НЕСОВЕРШЕННОЕ КИНО АЛЬМОДОВАРА, КОТОРОМУ УДАЕТСЯ ЗАДЕТЬ ЗА ЖИВОЕ

Несовершенное кино о несовершенных героях как изучение материнства во всем его многообразии
Режиссер: Педро Альмодовар
Страна: Испания
Год: 2021

В центре сюжета — две матери-одиночки. Дженис (Пенелопа Крус) — востребованный в Мадриде сорокалетний фотограф, которая завела интрижку с антропологом Артуром, Ана (Милена Смит) — семнадцатилетняя девушка, ставшая жертвой сексуализированного насилия. Обе они не по собственному желанию оказываются беременными, и обе попадают в одну палату, где их параллельные жизни вопреки всем законам и правилам пересекаются. Однажды Ана узнает, что у Дженис есть цель — получить разрешение исторического общества на раскопку братской могилы убитых в гражданской войне, где покоится ее прадед, и перезахоронить его вместе с женой.

Женщины всегда были в центре внимания картин Альмодовара, и «Параллельные матери» не стали исключением. С самого детства режиссер большую часть времени проводил среди женщин, они сформировали его характер. И главная заслуга в этом принадлежала, конечно же, матери.
В фильме Альмодовар изучает материнство во всем его многообразии. Для одной ребенок оказывается неожиданным, но желанным. Другую гложут сомнения. А у третьей материнский инстинкт и вовсе отсутствует: все свое время она стремится посвятить театру. Режиссер с присущей ему безграничной любовью старается избегать всяческого осуждения и предлагает и нам постараться принять выбор каждой из его героинь.

В более широком контексте отпечаток материнства режиссер накладывает и на родину, в чьих землях покоятся ее сыновья. На протяжении всего повествования мы встречаем лишь одного персонажа-мужчину — героя Исраэля Элехальде Артуро — а об остальных узнаем через диалоги, фотографии на стенах и в гаджете и голоса в телефоне. И дело не только в том, что режиссер намеренно дает право голоса исключительно женщинам. Беда преследовала семью Дженис на протяжении многих поколений, но именно ей и тем, кто будет после, дают шанс сделать все возможное, чтобы ужасы войны и диктатуры обошли мир стороной. Впервые Альмодовар открыто высказывается о политическом жизни своей страны и осуждает «Пакт забвения», призванный оставить все, что происходило при Франко, в прошлом.

И все же попытка объединить две важные сюжетные линии кажется не слишком удачной хотя бы потому, что столь большой объем тем и идей невозможно раскрыть в полной мере всего за два часа хронометража. В результате историю изрядно шатает из стороны в сторону и временами возникает ощущение, что ты смотришь два разных фильма.
Кажется, что в сценарии «Параллельных матерей» присутствует слишком много дыр и слишком мало простора для воображения. Вряд ли, конечно, целью Альмодовара было создать остросюжетную картину с непредсказуемым финалом, но новой ленте очень не хватает остроты его предыдущих работ. Скорее всего это прозвучит абсурдно, но единственная неожиданность здесь — резко возникший роман между героинями. И хотя режиссер всегда в своих лентах затрагивал тему гомосексуальности и гендерной идентичности, трудно избавиться от ощущения, что в этот раз он просто не знал, как еще выкрутить свой сюжет. Кажется, превратить Дженис и Ану в клишированную пару, где одна почему-то обязательно должна выглядеть более маскулинной, все же было не лучшей идеей. О любовной сцене и вовсе говорить не приходится: выполнена она настолько безвкусно и в плохом смысле «по-голливудски», что к этому моменту в голове остается лишь один вопрос: дон Педро, вы серьезно?

Удержать фильм на плаву удается актрисам. Милена Смит снялась у Альмодовара впервые, а вот с Пенелопой Крус у режиссера уже давно сложился плодотворный творческий тандем. Выступавшая у него в самых разных амплуа — от монахини Розы в фильме «Все о моей матери» до родительницы его альтер-эго в «Боли и славе» — в «Параллельных матерях» Крус исполняет роль женщины, которая не боится взять на себя ответственность по воспитанию ребенка, ведь обходиться без мужчин в ее семье стало традицией, пусть и печальной. В определенный момент в жизни героини возникает дилемма, и актриса отлично отыгрывает присущие ее персонажу противоречия и готовность поступиться своими принципами ради сохранения собственного счастья. Игру Крус оценили и в Венеции: актриса удостоилась «Кубка Вольпи» и десятиминутных оваций.

Чтобы оттенить мрачные интонации фильма, режиссер использовал излюбленную цветовую палитру. Полыхающий ярко-красный, уравновешивающий контраст синий, ослепляющий желтый, глубокий зеленый — каждый кадр наполнен красками, он живет, дышит, пульсирует, как и сама лента, которая не уходит далеко от традиции излюбленных в Испании (да и не только там, чего уж) мыльных опер. Все перипетии в сюжете вполне предсказуемы и нацелены на то, чтобы мы испытали максимальное количество разноплановых эмоций: вместе с героинями мы радуемся, грустим, беспокоимся, боимся, презираем, злимся, скорбим, испытываем чувство вины и, наконец, умиротворения. И это отнюдь не кричащая безвкусица. Стиль, цвет и эмоции — плоть и кровь творчества Альмодовара, которое ты можешь либо любить, либо ненавидеть.
«Параллельные матери» — несовершенное кино о несовершенных героях. Мы тоже несовершенны. Может поэтому хочешь-не хочешь, но ленте все равно удается задеть нас за живое. В конце концов, человеческая история действительно не должна закрывать рот. Время от времени об этом важно напоминать.
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda