АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА

25 АВГУСТА 2020

СДЕЛАНО В КИТАЕ: С ЛЮБОВЬЮ

Анастасия Джулаева — о документальной экзистенциальной сказке и дебютном фильме испанского режиссёра Марка Чика Хосе

Режиссер: Марк Чика и Хосе
Страна: Испания, Китай
Год: 2019

Выпускник барселонской Высшей школы кинематографии и аудиовизуальных эффектов ESCAC, основатель компании «Limmat Films», Марк Чика Хосе стал режиссером, сценаристом и продюсером ленты «Сделано в Китае». Проект задумывался как ознакомительный и был нацелен на иностранцев, желающих узнать больше о загадочной культуре Китая, однако в процессе работы развился до полноценной пронзительной повести об одном из самых глубоких социальных противоречий между представителями разных поколений.

Картина открывается пробуждением нового дня: восходит солнце, караван птиц уносится вдаль. Камера запечатлевает панораму бесконечных небоскребов, автострад и промышленных построек. Это 10-миллионный Шэньчжэнь в провинции Гуандун, символ нового Китая. Здесь начинается история 21-летнего Ю  Лян Юаня. Накануне Новогодних праздников герой покидает город для того, чтобы провести каникулы в родном Синьяне, провинции Хэнань. Однако в этом году отпуск совмещен с важным событием в жизни Ю  Лян Юаня и его родных.
Портрет протагониста и фон его окружения создают сильный контраст. Герои картины «Сделано в Китае» говорят на разных языках: путунхуа и гусихуа (хайнаньский диалект). Здесь сложность во взаимопонимании обусловлена отнюдь не лингвистическими факторами. Образ мышления, жизненные взгляды, общественная позиция — свобода во всём. Благодаря этим чертам характера Ю  Лян Юань радикально отличает его от родных и друзей.

Тут Ю  Лян Юань обсуждает с невестой скорую свадьбу. Однако по приезде в Хэнань узнаёт, что родные девушки предпочли более обеспеченную семью. Там мы знакомимся с товарищами Ю Лян Юаня. Ещё недавно они беззаботно играли у реки, со всей силы бросая глиняные мисочки о землю. Сегодня от них ждут серьёзных и взвешенных, взрослых решений. Наш герой наблюдает за тем, как его друзья выражают не своё, а «правильное» мнение. Например, Чен Лон, между работой с отцом в деревне и переездом в перспективный развивающийся Шэньчжэнь выбирает первый вариант. Женитьба Шу Хао на самом деле является сделкой родителей, а не выражением чувств любящих людей.

Ю Лян Юань переживает за друзей и задаётся вопросом: что послужило импульсом к их «противоестественным» действиям? Душа героя томится в сомнениях, непониманиях, терзается от безызвестности будущего. Со временем он понимает: все поступки его знакомых ровесников были обусловлены родительскими ожиданиями. Ю Лян Юань также отчётливо осознаёт, что не сможет пойти против веления сердца и на поводу у родителей. Герой уверен: если бы он поступил так же, как большинство, то «обрек бы детей на повторение своего опыта и лишил бы их счастья, которого ребёнок заслуживает». А этого он себе не смог бы простить.
Сюжет фильма «Сделано в Китае» позволяет зрителю познакомиться с культурными особенностями Поднебесной. Важным событием в фильме становится Новый год, за которым следует праздник поминовения усопших. Марк Чика Хосе уделяет пристальное внимание обрядам, совершаемым на пустынном кладбище. Ю Лян Юань и его родные готовят почести предкам в виде поминаний и подношений. Закадровый голос направляет внимание зрителя и поясняет детали. Обычай состоит в сжигании подношения в очищающем пламени, способном облагородить судьбу. Благодаря сверхкрупным планам в сценах церемонии мы видим сдержанные эмоции персонажей и следим за драматическим конфликтом. Старшее поколение в семье главного героя убеждено: дети не в состоянии самостоятельно решать своё будущее и должны выполнять волю родителей. Ю Лян Юань уважает родных, он пытался жить согласно традиции, надеясь сблизиться с ними. Однако юноша слишком независим, чтобы предать собственные жизненные идеалы.

Ключевой для понимания смысла картины становится сцена, в которой одну половину кадра занимает портрет сына, а изображение отца растворяется в пламени второй. Так режиссёр метафорически изображает бесконечный круг жизни, раскрывая мысль о предопределенности и наследовании судьбы.

Повествование в фильме «Сделано в Китае» строится от первого лица. Зритель всюду следует за Ю  Лян Юанем, узнаёт подробности быта пятивековой династии. Согласно конфуцианской философии, взаимоотношения людей в социуме и в семье основываются на нравственном самосовершенствовании. При этом важнейшая роль отводится нормам поведения. Этика базируется на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, на безусловном почитании родителей и умерших предков, стремлении к истине, правдивости и преданности.
За час с небольшим на экране разворачивается история роста личности и поиска свободы духа. Актёрская игра, драматургия, операторская работа, медитативная музыка, простота диалогов и внутренних монологов, монтаж картины «Сделано в Китае» позволяют зрителю глубже понять трудности выбора современной молодежи на пути обретения самовыражения.

В современном китайском обществе у молодых людей возникает деформация национальных традиций нравственного воспитания, меняются ценностные ориентиры. «Сделано в Китае» посвящён тихой борьбе молодого поколения за право быть личностью и самостоятельно принимать решения, за  возможность обладания правом голоса. Марк Чика Хосе искусно документирует, как процессы глобализации отражаются на стране с многовековыми традициями.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda