геннадий гусев | 5 ИЮЛЯ 2019

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ:
ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Рецензия на нетипичную, проникновенную и кажущуюся простой работу Дэвида Линча

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ: ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 05.07.2019
Рецензия на нетипичную, проникновенную и кажущююся простой работу Дэвида Линча
ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ: ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 05.07.2019
Рецензия на нетипичную, проникновенную и кажущююся простой работу Дэвида Линча
– Кстати, вы давно в пути?
– Я в пути практически всю свою жизнь.

Из фильма «Простая история»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Дэвид Линч
Страна: США, Великобритания, Франция
Год: 1999


«Простая история» – нетипичное для Дэвида Линча кино. В нём нет символизма «Головы-ластика», мистического сюрреализма «Синего бархата» или пугающей загадочности «Малхолланд Драйва». Между тем фирменная линчевская эстетика никуда не делась: под чарующую музыку Анджело Бадаламенти мы можем наблюдать идиллические пейзажи американской глубинки, героев, в которых скрыто намного больше, чем нам кажется. Но (лучше разделить точкой) сами люди здесь – не более, чем марионетки, в руках кукловода, имя которому судьба.

В основу фильма лёг реальный случай. Элвин Стрэйт – семидесятитрёхлетний американец, отправившийся в четырёхсоткилометровое путешествие на старой газонокосилке с прицепом. Конечная цель его поездки – брат, у которого случился инсульт. Элвин хочет не только навестить захворавшего родственника, но и помириться с ним – десять лет назад братья крупно поссорились и с тех пор не общались.

Главную роль в постановке сыграл Ричард Фарнсуорт. Для пожилого актёра образ целеустремлённого (или лучше, учитывая возраст, сказать – упрямого) мужчины стал последним в карьере. Приступая к съёмкам, актёр был смертельно болен. Спустя примерно полтора года после премьеры «Простой истории», не в силах терпеть причиняемые болезнью муки артист застрелился из ружья у себя дома на ранчо.

Неизвестно, сказалось ли заболевание на игре Фарнсуорта, но роль мистера Стрэйта (игра слов: в переводе с английского «straight» – простой) была признана большинством критиков и зрителей лучшей в фильмографии американца. Способствовал этому и сценарий, благодаря которому всё внимание зрителя сосредоточено на ведущем актёре, и удачное сочетание сложных, острых вопросов с риторическими. Так, рассказ Стрэйта о моральных дилеммах Второй мировой войны контрастирует с безмолвными, умиротворяющими красотами Среднего Запада, а злоключения протагониста с лихвой компенсируются убаюкивающими диалогами о неизбежности смерти и необходимости делать выводы из своих поступков.

Элвин едет через горы, что, конечно, является метафорой жизненных взлётов и падений. Ошибки и простые радости, трагедии и вселенское счастье сопровождают человека от рождения до самой смерти. Но если обычно в картинах Линча персонажи – при всех своих достоинствах и недостатках – рано или поздно оказываются поглощены ядовитой трясиной зла, сдаются под напором обстоятельств, то в «Простой истории» они всё больше тянутся к свету.

Однако режиссёр не перебарщивает с сентиментальностью: мелодраматические сцены поданы отстранённо и разбавлены эпизодами созерцания природы. Замечательную работу проделал корифей операторского искусства Фредди Фрэнсис. Известный по фильмам «Сыновья и любовники», «Человек-слон» и «Доблесть» британец заставляет камеру «летать» над бескрайними кукурузными полями, «всматриваться» в мечтательно-отрешённого Элвина, «любоваться» густыми грозовыми облаками и звёздами. Это добавляет картине метафоричности.

Ричард Фарнсуорт в фильме «Простая история»
Но чувствуется в «Простой истории» и страх перед окружающей действительностью. Обычно у Линча он предстаёт в виде потусторонних сил (сериал «Твин Пикс») или непостижимого зла («Шоссе в никуда»), но история Элвина Стрэйта превратила его в обстоятельную борьбу с, пожалуй, самым страшным противником человека – временем.

Иных антагонистов в постановке нет. Есть лишь немного запутавшиеся в самих себе, необычные, как и всегда у Линча, персонажи. Они причиняют другим не зло, но неприятности. Это и отчего-то непохожие друг на друга близнецы-автомеханики, пытающиеся обмануть главного героя, и односельчане старика, не слишком в него верящие, и сам Стрэйт, совершивший немало ошибок в прошлом.

Такая условность отлично работает на сюжет, а также подчёркивает меланхолическую задумчивость фильма. Мысли о вечном соседствуют в ленте с местечковыми проблемами, которые вынужден решать Элвин.

Чтобы наилучшим образом подготовиться к съёмкам, Линч вместе со своей командой проделал тот же самый путь, что в своё время осуществил Стрэйт. Вкупе с сильным ведущим актёром и уверенной режиссурой это дало впечатляющий результат: эмоции героев кажутся настоящими, а длинное путешествие Элвина вызывает неподдельное сопереживание. Даром что человек он самый обыкновенный.

Но разве можно назвать протянувшего незнакомцу руку помощи человека обыкновенным? Разве бывает неправ тот, кто думает не только о себе, но и о других? Стоит ли жалеть о безвозвратно ушедшем времени? Дэвид Линч в своей духоподъёмной, но вместе с тем грустной «Простой истории» отрицательно отвечает на все эти вопросы.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda