АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 21 МАРТА 2022

СОБЫТИЕ: ПЛОД ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ

Душераздирающая картина Одри Диван, отмеченная Венецианским кинофестивалем и французской Академией искусств

СОБЫТИЕ: ПЛОД ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ

АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 21.03.2022
Душераздирающая картина Одри Диван, отмеченная Венецианским кинофестивалем и французской Академией искусств
СОБЫТИЕ: ПЛОД ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ
АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 21.03.2022
Душераздирающая картина Одри Диван, отмеченная Венецианским кинофестивалем и французской Академией искусств
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Одри Диван
Страна: Франция
Год: 2021

В поле этических вопросов уже несколько лет остаются две темы: эвтаназия и аборты. Идея их повсеместного введения имеет как сторонников, так и противников, а главное — это стало причиной активных дискуссий со своими отличительными чертами на всех континентах и в разные временные промежутки. Однако пока первая медицинская процедура предполагает выбор одного человека относительно собственной жизни, вторая имеет более шаткое положение. Главные вопросы в этой связи — чьим телом распоряжается женщина, когда дает согласие на убийство эмбриона, и должна ли она принимать это решение самостоятельно, без давления общества?

Картина Одри Диван «Событие», уже доступная для просмотра на платформе KION, изучает французское общество начала 1960-х. Студенты того времени ничем не отличаются от нынешних: они заботятся о завтрашнем дне, внимательно относясь к образованию, но не забывают иногда отключаться от лекций и семинаров, пускаясь в пляс на вечеринках. Открытые плечи у девушек и выглаженные рубашки у парней, однако, не означают их готовность к интимным отношениям. Сексуальная жажда затмевается более важным чувством — ответственностью перед законом, если последствием одной из таких вечеринок станет нежеланный ребенок.
В безрадостной ситуации будущего материнства оказывается юная студентка филологического факультета Анн. Перспективная и ясно думающая, она паникует, когда обнаруживает задержку в три недели. В этом формате девушка будет отсчитывать дни и дальше: вот прошло семь недель — и она пытается разобраться с проблемами своими силами; девять — и она едет в Бордо к отцу ребенка; двенадцать — и это ее последний шанс разорвать их с эмбрионом судьбы.

Вокруг же все будет напоминать о нерешенной задаче: и фасоль в ярко-красном томатном соусе, размазанном по тарелке в доме неведающих родителей, и красные шторы, кричащие о приближающейся беде (или спасении?), и рубашка симпатичного пожарного из соседней казармы, волочащегося за девушкой. В противовес этому цвету разрушения Одри Диван внедряет в мизансцену голубой, который транслирует надежду и осознанность. Когда Анн уверенно идет к своей цели, она надевает голубые блузки в полоску — еще одна символическая деталь, — распускает волосы и шагает навстречу неизвестности. И все же прекрасно понимает, что в конце ее ждет немыслимая боль, которую можно почувствовать даже через экран: по глазам Анн, напоминающим испуганную лань, бессильным стукам по стене и еле заметным конвульсиям в расфокусе. «Ни звука, ни крика» — закон процедуры. А ведь хочется вопить во все горло, хотя под голубым фартуком ее спасительницы платье грязно-желтого цвета — символ жизненной стабильности и уверенности.

И все же Анн вынуждена молчать и проглатывать одну обиду за другой: оправдываться перед преподавателем из-за неудовлетворительной отметки, искать призрачную поддержку у Максима — парня, который сыграл не последнюю роль в зачатии, выслушивать нотации от однокурсника Жана. Не все мужчины в «Событии» — антигерои, ставящие палки в колеса, но и не каждый поможет Анн, если бремя, которое она несет в одиночку, в итоге раздавит ее. После объяснений с Максимом девушка идет одна по темной дороге и садится в машину к незнакомцу. Обученный на ужасных событиях мозг современного зрителя громко уведомит о возможной опасности, но для Анн, кажется, уже нет ничего страшнее растущего в ее чреве ребенка.
На большинстве кадров оператор Лорен Танги размещает героиню сбоку, со спины, сфокусировав на ней камеру и размыв все, что она видит перед собой. Девушка уходит в размышления, обдумывая план по сохранению своей жизни, пока та самая жизнь проходит мимо. Осознают такое положение дел и ее друзья: девушки ахают в ужасе, Жан смотрит на нее с сожалением, но стремительно уходит прочь. А что он может сделать, кроме как предложить занятие, которое уже не причинит Анн большого вреда: «Никакого риска — ты уже беременна».

И по этим причинам «Событие» важно посмотреть скорее мужчинам, нежели женщинам. Последние могут в какой-то степени поставить себя на место Анн, поскольку знакомы с переживаемой ею болью и были рождены в оболочке, которая в определенных ситуациях считается в обществе второклассной. Например, в одной сцене к героине приходит ее подруга и сознается в схожем деянии — просто потому, что понимает необходимость хотя бы вербальной поддержки. А вот мужчинам, избежавшим участи продолжать род посредством предоставления своего тела, необходимо увидеть и прочувствовать фильм потому, что здесь нет привычного для массового кино смягчения и приукрашивания. В частности, Одри Диван добавила в «Событие» душераздирающие сцены с народным избавлением от ребенка. С одной стороны, они несут образовательную функцию, с другой — это прямолинейный возглас отчаяния.
И такая достоверность — заслуга не только режиссера. В качестве основы Одри Диван взяла автобиографию французской писательницы Анни Эрно. На заданные нами в начале рецензии вопросы она ответила за восемь лет до публикации известного «Манифеста трехсот сорока трех» — противостояния известных и не очень женщин уголовному преследованию за аборты. В обращении они отметили: «Я заведу ребенка, если у меня на это будет желание. Никакое моральное давление, никакие институты, никакая экономическая необходимость не могут меня заставить». Похожая дерзость — так Максим определил уверенность Анн в своих силах — транслируется и в каждом кадре «События».

Поэтому совсем неудивительно, что Венецианский фестиваль одарил картину четырьмя наградами, а французская Академия искусств и технологий кинематографа присудила Анамарии Вартоломеи, исполнившей роль Анн, премию «Сезар» как самой многообещающей актрисе.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda