Как персонаж «благородный разбойник» Арсен Люпен появился в 1905 году на страницах французского журнала Je sais tout, где писатель Морис Леблан опубликовал свою новеллу «Арест Арсена Люпена». Стараниями японского мангаки (этим термином в Стране восходящего солнца именуют человека, рисующего мангу) Кадзухико Като, творившего под псевдонимом Манки Панч (на английском пишется как Monkey Punch, а на японском звучит как «монки панти»), люди узнали о герое по имени Люпен III, что называл себя внуком легендарного Арсена. Стартовав в 1967 году, манга о Люпене III эволюционировала в популярнейшую медиафраншизу, в которую входят не только анимационные сериалы и полнометражные фильмы, но и видеоигры, и даже мюзикл. Первая попытка перенести приключения авантюриста в формат полнометражного мультфильма была предпринята в 1978 году, когда на свет вышел «Люпен III: Тайна Мамо». Картине сопутствовал кассовый успех, и потому продюсеры, не откладывая в долгий ящик, начали работу над новым проектом, написание сценария которого вместе с режиссурой поручили тогда 38-летнему Хаяо Миядзаки. К тому моменту в его послужном списке уже присутствовали 14 эпизодов сериала о Люпене.
Оглядываясь на «Замок Калиостро» с позиции наших дней, когда культовая классика от Studio Ghibli (которая будет основана лишь в 1985 году) пересмотрена поклонниками не один раз, хорошо заметно, насколько дебют мэтра отличается от его последующих работ. По крайней мере, по духу и содержанию. Здесь пока нет драматургических глубин, философских рефлексий о Добре, Зле и Гуманизме, как и отсутствуют фирменные пацифистские и экологические посылы. Похождения Люпена и Дзигэна являют собой всего лишь бойкий приключенческий экшн, герои которого «отжигают» не хуже самого Джеймса Бонда — участвуют в головокружительных гонках, носятся по крышам высоких зданий, выполняют опаснейшие трюки, спасают юных красавиц и противостоят коварным злодеям с непомерными амбициями. Персонажи практически не тратят времени на пустые разговоры — каждые 10 минут им приходится сталкиваться с новыми опасностями. Они разгадывают загадки, стремительно бросаются навстречу адреналиновым приключениям и готовы на все, лишь бы зритель не скучал и от души развлекся. Однако это вовсе не означает, что перед нами разворачивается бездумная суета, которую так не любят Миядзаки и его друг и коллега Исао Такахата. Все герои выписаны на экране с душой, а высокая динамика событий преподнесена с каким-то особым, мальчишеским задором, словно режиссер желает заставить зрителя вспомнить его собственный восторг, с которым он наблюдал в детстве за приключениями любимых героев и всем сердцем желал принять в них участие.