Трудно согласиться с данной оценкой хотя бы потому, что банальности конечной мысли режиссера противостоит его же прямолинейность и аффилированность левыми идеями, призывающими сочувствовать всякой эксплуатации народных масс и насилию над ними. «Уродливость» нарративной составляющей, описываемая рецензенткой, вполне же подлежит пересмотру через призму методов создания фильма. Ведь ими в том числе и продиктована разорванность, неоднородность картины. Именно поэтому «Далеко от Вьетнама» и не был назван альманахом, что вмещал бы в себя разные по форме, но схожие тематически картины разных режиссеров. Крис Маркер смонтировал цельный Фильм, чья формальная разнузданность обусловлена количеством авторов, стоящих за его созданием.
Но не в последнюю очередь на облик картины повлиял сам объект авторской рефлексии. «Далеко от Вьетнама» резко контрастирует с более ранней работой Маркера — «Прекрасным маем», повествование которого растворяется в плавном созерцании и почти что безучастном анализе общественных настроений в Париже во время Алжирской войны. Фильмы схожи условиями места и времени, но за счет различных режиссерских установок и методов зритель, сравнивая две ленты, получает кардинально разное представление о том, как люди склонны воспринимать военные конфликты.
«Прекрасный май» остается мерным, неторопливым изучением социального дискурса в столице страны, ведущей долгую колониальную войну на севере Африки. «Далеко от Вьетнама» же наносит удар за ударом, взрывается рядом динамичных, нестройных монтажных склеек и горько иронизирует над происходящим. Потому, как про войну во Вьетнаме можно говорить как угодно, но только не спокойным тоном стороннего наблюдателя. Говорить в меру своих сил и возможностей, из чувства несогласия, без оглядки на красоту слога и формы — «позволить Вьетнаму вторгнуться в тебя».
Документалистика Криса Маркера вообще очень разговорчивая. Не зря режиссер так преуспел в создании фильмов в жанре киноэссе, умело сочетающих публицистический, очерковый нарратив и систему выразительных средств (как в «Письме из Сибири», фильмах «Статуи тоже умирают», «Куба — да!»). Но в «Далеко от Вьетнама» последнее значительно вытесняется на периферию дискурса — говорят в фильме все: от случайных демонстрантов на улице до глав государств и самих режиссеров «эпизодов». Взор киноглаза впивается в дебатирующих американцев с протестных акций 1967 года, долго и внимательно камера всматривается в размеренно толкующего Фиделя Кастро, в конце концов, живо наблюдает за эмоциональным рассуждением писателя Клода Риддера. Парадоксально, но в фильме про Вьетнам молчат только вьетнамцы — им не до этого.