ЮЛИЯ САЛИХОВА | 14 ИЮЛЯ 2019

ЗОМБИ В ШОКОЛАДЕ:
НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ

Рецензия на культовый хоррор Джорджа А. Ромеро, определивший дальнейшее развитие зомби-тематики в кинематографе

ЗОМБИ В ШОКОЛАДЕ:
НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 14.07.2019
Рецензия на культовый хоррор Джорджа А. Ромеро, определивший дальнейшее развитие зомби-тематики в кинематографе
ЗОМБИ В ШОКОЛАДЕ:
НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 14.07.2019
Рецензия на культовый хоррор Джорджа А. Ромеро, определивший дальнейшее развитие зомби-тематики в кинематографе
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ
Режиссер: Джордж А. Ромеро
Страна: США
Год: 1968


Оркестр трубит басами, сверчки трещат в темноте, тени гуляют по дому, а зомби обмазаны шоколадным сиропом. Если вы до сих пор не внесли «Ночь живых мертвецов» в свой личный список «1001 фильм, который вы должны увидеть, прежде чем умереть», срочно исправляйте ситуацию. Берите пример со Стивена Шнайдера.

Действие фильма разворачивается недалеко от уединенного кладбища. Неожиданное нападение на Барбару и ее брата Джонни «живого мертвеца» вынуждает прекрасную блондинку бежать, спотыкаться, терять обувь и почти ползти к машине, в которой к тому же нет ключей. Да, сейчас это звучит как клише, но давайте учтем, что фильм вышел в 1968 году. Так что это скорее канон. Барбара прячется в доме с неработающим телефоном и трупом на верхнем этаже, который почему-то так и не оживает на протяжении всего фильма. Убежище здесь находит также темнокожий парень по имени Бен - единственный персонаж, сохраняющий здравомыслие вопреки ситуации. В подвале прячутся супруги Гарри и Хелен Куперы с дочерью Карен и влюбленные Том и Джуди, которые пытаются помочь Бену найти выход из отчаянного положения.

Современный образ зомби был во многом определен дебютной работой Джорджа А. Ромеро «Ночь живых мертвецов». Несмотря на то, что Ромеро заложил фундамент для популяризации и активного использования облика зомби в кино, первое знакомство зрителя с ожившими мертвецами произошло в 1932 году, когда на экраны вышла картина «Белый зомби». Тогда зомби представляли собой людей, потерявших разум и волю и действующих под влиянием жреца вуду. Успех «Белого зомби» поспособствовал эксплуатации мертвецов во всех киножанрах: от ужасов до комедий. После фильма Эда Вуда «План 9 из открытого космоса» 1959 года, в котором зомби управляли инопланетяне, стало ясно, что идея предводительского происхождения мертвецов исчерпала себя. Начиная с «Ночи живых мертвецов» 1968 года причиной превращения людей в зомби становятся опасные последствия научно-технического прогресса, такие как радиация или пандемия.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДТЕКСТ
В 1968 году уже вовсю снимали фильмы в цвете, но из-за маленького бюджета Ромеро был вынужден работать с черно-белой 35-миллиметровой пленкой. «Ночь живых мертвецов» стал одним из первых фильмов с афроамериканцем в главной роли. Нет, решение отдать роль темнокожему актеру не являлось первоначальным замыслом или смелостью режиссёров в купе с толерантностью и новаторством. Роль не писалась под представителя расовых меньшинств, просто скромный бюджет не позволил авторам нанять известных актеров. Поэтому Дуэйн Джонс из питтсбургского театра оказался лучшим вариантом.

Изначально главный герой был прописан как агрессивный человек. Сам Джонс был этим сильно озабочен, более того, отказывался от реплик из сценария и лично переписывал все свои слова. Большое сомнение у него вызывала сцена, в которой Бен бьет Барбару: он переживал, что этот эпизод создаст негативный резонанс в Соединенных Штатах в то время. В конце 60-х Америка все еще страдала от последствий расовой сегрегации. К тому же, по случайному стечению обстоятельств, фильм попал в кинотеатры вскоре после убийства Мартина Лютера Кинга. Ромеро и большая часть его команды, впрочем, решили сцену не вырезать и не переснимать. Спустя годы Ромеро сетовал, что не принял во внимание обеспокоенность Джонса, который, вероятно, был прав.

Некоторые увидели в фильме намеки на расизм: афроамериканец прячется в доме с белой девушкой, а полицейские безразлично стреляют в него. Кто ищет, тот всегда найдет. Возможно, в своей дебютной работе Ромеро поверх истории про зомби действительно предпринял попытку намекнуть на проблемы расовой политики. Возможно, также, что через персонажа Барбары, он хотел показать глупость и неспособность всех женщин здраво мыслить в критических для жизни ситуациях, что стало причиной негодования феминисток. А возможно, Ромеро просто снял фильм про зомби, и социальный подтекст в нем искать не нужно.

Дуэйн Джонс и Джудит О'Дэй в фильме «Ночь живых мертвецов»
ТЕРМИНОЛОГИЯ ПОЖИРАТЕЛЕЙ ПЛОТИ
Для живых мертвецов в качестве синонимов к термину «зомби» (который в фильме так и не был использован) используются такие эвфемизмы как «эти вещи», «упыри» и «пожиратели плоти».

Первоначальное название «Ночь Пожирателей плоти» («Night of the Flesh Eaters») заменили из-за картины «Пожиратели плоти», вышедшей четырьмя годами ранее. В самом фильме определение «пожиратели плоти» упоминается несколько раз. Другое рабочее название «Ночь Анубиса» («Night of Anubis») тоже пришлось изменить, когда Ромеро понял, что отсылку к имени древнеегипетского бога смерти и загробного мира поймут не многие.

Фильм мог стать комедией: согласно первому драфту «Киношка о монстрах» («Monster Flick») должна была поведать об инопланетных тинэйджерах, которые заводят дружбу с земными подростками. В версии с Анубисом главный герой сбегал из дома и натыкался на гору гниющих трупов, которые служили гуманоидам пищей. Третий вариант с названием «Ночь пожирателей плоти» представлял собой уже знакомый сюжет с небольшими отклонениями от оригинала. Тема с пришельцами никак не оставляла Ромеро: по этому сценарию нападавшими должны были стать существа внеземного происхождения или люди, подвергшиеся воздействию чужеродного патогена. В конечном итоге было решено, что мертвые восстанут и пожрут живых, вероятно, из-за радиации, исходившей от спутника, который возвращался с орбиты Венеры. По словам создателей фильма, действительная причина, однако, так никогда и не была определена.

На съемочной площадке фильма «Ночь живых мертвецов»
ПИРОГ КАК ОРУДИЕ УБИЙСТВА
В процессе написания сценария Ромеро и Руссо долго пытались придумать, как именно можно убить зомби. Мэрилин Истман (Хелен Купер) в шутку предложила кидать в лица мертвецов пироги. Шутки шутками, но это, по всей видимости, вдохновило Ромеро. Сцену борьбы с пирогами можно наблюдать во второй части его классической трилогии о зомби «Рассвет мертвецов» (1978).
ВЕТЧИНА В ШОКОЛАДНОМ СИРОПЕ
Костюмами стали вещи из секонд-хенда, гримом – воск из похоронного бюро, кровью – шоколадный сироп «Боско», который в черно-белых тонах выглядел весьма правдоподобно. Он же служил наполнением для отрубленной руки зомби, выполненной из глины. В одной из сцен «пожиратели плоти» фактически ели жареную ветчину, политую шоколадным сиропом. По словам создателей фильма, этот вкус вызывал у актеров рвотные позывы и болезненный вид, поэтому авторам не приходилось тратиться на грим.

«Зомби гонорар» статистов составил 1 доллар. Кроме того, все участники гастрономического шабаша получили по футболке с надписью: «Я был зомби в фильме «Ночь живых мертвецов» (I was a zombie in «Night of the Living Dead»).

Джордж А. Ромеро в «Ночи живых мертвецов»
ЗОМБИ-КУЛЬТУРА
Джордж А. Ромеро совершил настоящий переворот в жанре фильмов ужасов. После «Ночи живых мертвецов» зомби приобрели собственный культ. Появился и вошел в обиход такой термин как «living dead», которым стало принято обобщать фильмы или серии фильмов про зомби. «Ночь живых мертвецов» послужил примером для создателей последующих кинокартин про мертвецов и сформировал почти канонический образ зомби – медленных, неразумных существ, которые пожирают плоть и умирают только от выстрела или удара в голову.

На сегодняшний день существует более 150 фильмов про зомби, в том числе – классическая трилогия Джорджа Ромеро, сиквелы, приквелы, ремейки, спин-оффы и пародии. «Ночь живых мертвецов» можно считать отправной точкой формирования массовой зомби-культуры: книг, комиксов и компьютерных игр. Речь не только про кино. Таким масштабным влиянием может похвастать далеко не каждый режиссер. Джорджу А. Ромеро это удалось с первой попытки.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda