Геннадий Гусев
3 ФЕВРАЛЯ 2020

МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ:
НОВЫЙ «РОМАН ВОСПИТАНИЯ»

Джо, Эми, Мег и Бет в новой адаптации романа Л.М. Олкотт от Греты Гервиг
Джозефина (Джо) добродушна и решительна, Эми вспыльчива и беззаботна, Маргарет (Мег) оптимистична и преисполнена внутреннего достоинства, Элизабет (Бет) скромна и сентиментальна. Четыре сёстры Марч из романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» за долгие годы существования (книга была издана в двух частях, первая из которых была опубликована в 1868 году) превратились для американского читателя в близких друзей. Смешивая наработки сентименталистов с высшими гуманистическими ценностями европейских романистов, писательница обозначила недостатки консервативного мышления времени подавленной сексуальности и патриархальных порядков, а также возвела в абсолют понятия «семья», «любовь» и «дружба».

Олкотт внесла существенный вклад в американскую литературу викторианского периода. Писательница — основоположница «семейной повести». Автобиографический нарратив в её произведениях включает нравоучительную тональность. Пересмотр популярных для эпохи Просвещения моральных воззрений с упором в сторону сенсуализма, деизма и лаицизма соединяется с важными идеями воспитания, вступавшими в противоречия с существующими в обществе теориями. Проза Олкотт, в которой были пересмотрены образы литературных персонажей, оказалась актуальной для подрастающего поколения и оказала значительное влияние на литературу последующих лет.

Благодаря многочисленным экранизациям персонажи «Маленьких женщин», также, стали частыми гостями в кино и на телевидении. Новую версию жизни семейства Марч представила Грета Гервиг — режиссёр фильма «Леди Бёрд». В её руках старомодный «роман воспитания» приобрёл черты современного произведения.
Переработав классический сюжет, режиссёр сделала повествование нелинейным. Это добавило ленте драматизма. Сценарий изменил не только порядок действия, но и обновил персонажей, переделав во многом устаревшие к нашему времени наработки Олкотт. Оставив фабулу истории неизменной, Гервиг искусно сплела архаику романа и актуальный взгляд на мир и место женщины в нём.

Отец семейства — отец Роберт в исполнении Боба Оденкёрка (сериал «Лучше звоните Солу», «Горе-творец») — на протяжении почти всего фильма остаётся за кадром, участвуя в боях на Гражданской войне. В его отсутствие девушки берут на себя ответственность за родных и изучают мир. Так, Джо борется с предрассудками, противопоставляя покорности независимость, а замужеству — карьеру. Мятежный дух Эми ведёт её к неожиданным заключениям, открывающим «женскую роль» в новом свете. Мег постепенно осознаёт, что в смирении сосредоточена не меньшая сила, чем в стоицизме. А Бет на примере показывает, что любовь обладает чудодейственными свойствами, способными придать сил в любой сложной ситуации.

С другой стороны, ошибочно говорить, что заложенные в фильме феминистические идеи базируются исключительно на сегодняшних представлениях. Скорее, более правильно было бы сказать, что мысли Гервиг — крепкий сплав из догм суфражисток и представлений о равноправии, сформировавшихся во время «второй волны» феминизма. Постановщик, как и Олкотт, показывает, что женщина рождена не для самопожертвования, но для самореализации. Но в этом нет никакого эгоизма — героини произведения нередко жертвуют личностными интересами и желаниями во имя близких и родных.

Почти все мужские персонажи являются реверсивной версией женщин, каковыми их представляли в мелодрамах предыдущих десятилетий — они часто довольствовались второстепенными ролями. Единственный по-настоящему важный для истории герой-мужчина — Теодор «Лори» Лоренс в исполнении Тимоти Шаламе. Он является центральным персонажем в развитии линии отношений между Джо и Эми.
Один из других краеугольных вопросов, занимающих Гервиг — роль денег в жизни человека. О материальных благах часто говорит Эми, которую в постановке сыграла молодая амбициозная актриса из Англии Флоренс Пью (мини-сериал «Маленькая барабанщица», «Солнцестояние»). Без них ничего не получается у Джо, образ которой воплотила на экране Сирша Ронан («Искупление», «Бруклин», «Леди Бёрд»). Вообще, деньги очень не помешали бы всей семье Марч: и матери «Марми», в которую перевоплотилась Лора Дерн («Синий бархат», «Октябрьское небо», сериал «Твин Пикс»), и сёстрам Бет и Меги — Элайза Сканлен (сериал «Острые предметы») и Эмма Уотсон (цикл о Гарри Поттере, «Красавица и чудовище») соответственно. О накоплениях много рассуждает и тётушка Марч — вновь блистательная Мэрил Стрип. Все эти размышления подводят зрителя к нехитрому выводу — простые человеческие чувства важнее богатств.

Героиня Сиршы Ронан выступает центральной фигурой ленты. Актриса, которую многие критики называют наследницей Стрип, привносит в образ героини Джо, и комическое, и драматическое, и трагическое. Она проникновенно играет девушку с непростым характером. Её Джо — настоящая нонконформистка, неопытная девушка, медленно, но верно превращающаяся в сильную женщину. Пройдя через испытания — потерю близкого друга, неурядицы в семье, крупные ссоры с близкими, неудачи в творчестве, непринятие себя во время отказа от писательства — она проходит гордой походкой, постепенно осознавая, какая именно любовь ей нужна.

Её сёстрам уделяется чуть меньше экранного времени, но в каждой из них можно найти что-то интересное, амбивалентное. В кроткой Бет — пугливость и необыкновенную любовь к жизни, в кокетливой Эми — болезненное себялюбие и безрассудную отвагу, в Мег — тайную тягу к стяжательству и беспредельное добродушие. А Лори не только очаровывает красотой, но и доказывает, что через истинные чувства люди способны преодолеть любые невзгоды — мужчина «выбрал, кого любить».

Также в фильме приняли участие Джеймс Нортон («Доктор Кто», сериал «Война и мир») и французский актёр Луи Гаррель («Мечтатели», «Молодой Годар», «Честный человек»). Англичанин играет кавалера Мег, а француз — близкого приятеля Джо. В сценах с их участием сосредоточена большая часть юмора.
Гервиг придаёт и без того душещипательной истории лиричности. Для демонстрации юношеских лет сестёр она активно задействует тёплые тона цветов — камера Йорика Ле Со («Выживут только любовники», «Высшее общество») часто ловит всевозможные оттенки зелёного, красного и жёлтого. Так у зрителя создаётся благодушное настроение, и жизнеописание героинь приобретает насыщенную сказочную интонацию, отнюдь не лишаясь при этом искренности и глубины. Взрослая жизнь семейства Марч, напротив, показана при помощи холодных оттенков.

Способствовала этому музыка Александра Деспла («Король говорит!», «Форма воды»): торжественная, умиротворяющая, мечтательная и, разумеется, сентиментальная. Создавая партитуру, по совету Гервиг композитор черпал вдохновение в работах Моцарта и Боуи. Говоря о фильме, Деспла заявлял, что «это не история о писателе, но история, которая пишется».

Роман-первоисточник наполнен трюизми. Не избежала их и Гервиг. Напротив, кинематографистка не сторонится избитых истин. Вместе с тем финал постановки сильно отличает её от классических экранизаций. С одной стороны, концовка — почти дословное воспроизведение эпилога картины Джиллиан Армстронг. С другой, режиссёр явно иронизирует, связывая воедино нежелание Джо, образ которой во многом основан на персоне Олкотт, выходить замуж с потребностью публики в хэппи-энде.

Лента посвящена процессам самопознания и борьбы с предрассудками. Новые «Маленькие женщины» — эмоциональная и нежная повесть о жизни обычных девочек, превращающихся в прекрасных девушек, а затем в молодых женщин. Это красивая сказка о поиске семейного счастья и своего места в мире.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda