ЭЛЯ ВОСКРЕСЕНСКАЯ | 17 ФЕВРАЛЯ 2019

ЗАПАСНЫЕ ПОЦЕЛУИ

ЗАПАСНЫЕ ПОЦЕЛУИ

ЭЛЯ ВОСКРЕСЕНСКАЯ | 17.02.2019
ЗАПАСНЫЕ ПОЦЕЛУИ
ЭЛЯ ВОСКРЕСЕНСКАЯ | 17.02.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Филипп Гаррель
Страна: Франция
Год: 1989


«Запасные поцелуи» - это фильм-эссе, в котором отстранённые от суеты окружающего мира герои стремятся ответить на извечные вопросы о любви, искусстве и жизни.

Находясь в постели обшарпанной комнаты, сидя в машине или кафе, они говорят о главном – о любви. Но диалоги героев показывают, что каждый смотрит на неё совершенно по-разному. Поэтому никто из них не может одинаково ответить на вопрос: что такое любовь и как она проявляется?

Седоволосый француз, чьё имя не упоминается в фильме, – это отец Матье, он придерживается мнения, что любящие люди поступают одинаково по отношению друг к другу («ты сделал больно ей, она делает больно тебе - так и происходит»), а сын считает, что человек должен «всегда желать... только добра» тому, кого любит. Жанна - жена Матье, думает, что «без любви можно прожить... но без чувства собственного достоинства невозможно».

Прогуливаясь по узким улочкам Парижа, герои задаются вопросом: кино должно отражать реальность или показывать то, чего нет в жизни? У Матье нет твёрдой позиции и он всячески пытается уклониться от ответа, произнося: «По правде? Тут правда кино». Но его жена, убеждённая в том, что всё, показанное в кино, становится правдой в глазах общественности, и поэтому должно отражать действительность, настаивает на том, чтобы муж ответил на этот вопрос, иначе он может потерять брак.

Матье, подавленный решением жены уйти от него, пытается понять, что делать. В большей степени на его решение оказывает влияние отец, который поддерживает его и рассказывает о расставании с матерью. Эта история вносит ясность в чувства Матье, он понимает, что хочет вернуть свою жену, потому что любит её. И вот наш герой уже находится рядом с Жанной и даёт неожиданное признание - он сравнивает сценарий с судьбой («если люди любят друг друга, то они так или иначе его напишут»). А любой зритель, который в начале фильма кричал: «Какой кошмар! О чём она говорит и что с этими людьми вообще не так?», начинает понимать, что все сомнения жены в любви мужа были небеспричинны.

Изначально Матье, запутавшийся в своей жизни, собрался снять фильм с явно автобиографическим сюжетом, чтобы разобраться в себе. Но в роли своей жены видел другую женщину, непохожую на Жанну. Он не давал себе отчёта в том, что это видение исходит из его неуверенности в чувствах к жене. Жанна же поняла это сразу, поэтому задавала чёткий вопрос: «ты меня больше не любишь?»

Филипп Гаррель, как один из вдохновлявшихся «новой волной» режиссёров, показал на экране не свод общих правил для достижения определённого социального статуса, что характерно для массового кино, а очень личную историю, в которой люди способны ошибаться в своих суждениях и поступках. Именно поэтому «Запасные поцелуи» дадут ответы на все поднятые вопросы, но право решать какие из них справедливы оставят зрителю.

Автор текста: Эля Воскресенская
Редактор:
Лена Черезова

Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda