Александр Алексашин | 27 ИЮНЯ 2020

400 УДАРОВ: В НАЧАЛЕ ПУТИ

Кинематограф, похожий на автопортрет или личный дневник, на рукописное письмо, составленное от первого лица

400 УДАРОВ: В НАЧАЛЕ ПУТИ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАШИН | 27.06.2020
Кинематограф, похожий на автопортрет или личный дневник, на рукописное письмо, составленное от первого лица
400 УДАРОВ: В НАЧАЛЕ ПУТИ
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАШИН | 27.06.2020
Кинематограф, похожий на автопортрет или личный дневник, на рукописное письмо, составленное от первого лица
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Франсуа Трюффо
Страна: Франция
Год: 1959

Франсуа Трюффо — известный во всем мире автор фильмов, получивших десятки наград на мировых кинофестивалях. Хотя режиссер планировал работать на собственной автобиографией, сделать это из-за неожиданной кончины не успел.

Известно, что он хотел назвать ее «Сценарий моей жизни», а эпиграфом избрать цитату писателя Марка Твена: «Счастлив тот француз, который знает, своего настоящего отца». Эти слова важны для понимания личности Трюффо. Он не никогда знал своего отца, так как был зачат в случайной связи матери с военным. Стыдящаяся своего поступка мать отказалась от мальчика, когда тот был еще младенцем. На помощь пришла бабушка, которая забрала ребенка к себе. Однако после ее смерти мать, видимо, из-за чувства вины решила взять Франсуа обратно.

Юному Трюффо такая перемена дается нелегко: начинаются мучительные годы постоянных ссор, обмана, воровства, пока, наконец, не наступает полный разрыв с семьей. Всю горечь и радость тех лет он вложил в свой дебютный фильм — 400 ударов.
Приходу Трюффо в кино предшествовали годы деятельности в качестве кинокритика. Он работал во многих изданиях: в уважаемых Arts и La Parsienne, в менее значимых Cinémonde и Ciné-Digest. Особенным стало для него время в Кайе дю синема, где он, завоевав славу акулы пера общефранцузского масштаба, понимает, что пришло время для новых свершений. Для целого ряда людей он был настоящим эталоном вкуса, выразителем идей целой культуры — киномании. Не взирая на такое положение Трюффо в буквальном смысле решает воплотить сформулированный его коллегой по Кайе и другом, Жаком Риветом, тезис: «Единственной настоящей критикой фильма может быть только другой фильм».

Первым опытом Трюффо стала короткометражка «Сорванцы». В ней автор представляет историю о первых шагах ещё совсем юных мальчишек в освоении романтической стороны жизни. В этом небольшом наброске, рассказе о жизни простых мальчишек, критиками и режиссерами были найдены безусловные достоинства: умение раскрыть характеры юных актеров. Также, тонкий баланс наивной романтики и жестокости — этих двух крайностей, свойственных детям. После успеха короткометражки Трюффо чувствует в себе способность начать работу над полным метром. Это оказывается непросто как в материальном, так и в творческом плане. Сюжет приходит не сразу, после попытки подступиться к паре невнятных историй, Трюффо решает вернуться к «Бегству Антуана».
Несмотря на то, что сюжет довольно точно воспроизводил биографию Трюффо, режиссер пытается выдать его за плод воображения. Он делает происходящее слегка условным: место действия, героев. Производя в фильме реконструкцию детства, Трюффо наполняет его несуществующими историями. При этом, экранизируя наиболее яркие, щемящие моменты из прошлого. Так, например, эпизод из фильма, в котором друг главного героя бросает одному из одноклассников фразу: «Готов поспорить ты тыришь деньги у родителей». На самом деле эти слова были адресованы Трюффо его будущим другом, Робером Лашне. Причем, после этих слов они оба отправились на урок, где оказались за одной партой, и впоследствии стали друзьями на всю жизнь.

К таким моментам можно отнести и реплику для оправдания очередного прогула, вложенную в уста Антуана Дуанеля: «Моя мать, месье… Она умерла».

Оживляя собственные воспоминания Франсуа Трюффо, искусно вводит нас в мир детства. Одна из лучших сцен, показ фильма детсадовцам, окутывает зрителя атмосферой и подмечает мелкие детали жизни того времени. Недаром, «400 ударов» показывают во французских киношколах как пример фильма на «детскую» тематику. При это его можно смотреть и как социальный фильм, ведь ключевой тематикой фильма является не только автобиографичность, но и побег. Юный Антуан бежит от всего: от скучных школьных занятий, от дисциплинарных наказаний, от родительского гнева, и в финале — от подросткового исправительного лагеря к желанному морю.

Именно такой герой был нужен французской публике. В тот момент страна переживала бэби-бум, большинству населения республики было от 13 до 24. И потому, юные зрители с упоением отождествляли себя с Антуаном, боровшимся за свободу с родителями, учителями и обществом. Уже здесь чувствуется легкий ветерок грядущей бури 68-го.

Такого персонажа не могло дать «папино кино» — ни один фильм, созданный старшими коллегами Трюффо. Благодаря четыремстам ударам Трюффо создал кинематограф, похожий на автопортрет или личный дневник, на рукописное письмо, составленное от первого лица.
В понимании Трюффо существовал единственный возможный путь в кино — путь автора, говорящего от первого лица, одновременно, сценариста и режиссера, свободно выбирающего команду, актеров, декорации — все что ему было необходимо, чтобы воплотить свою идею. Такой модели на тот момент не существовало даже в Голливуде.

Неожиданно даже для самого автора фильм отбирается на Каннский кинофестиваль. Первые аплодисменты раздавались уже во время показа фильма, после некоторых сцен. А когда зажегся свет, режиссера ждал по-настоящему оглушительный триумф. Став символом молодости фильм, возвестил о возрождении французского кинематографа. Все внимание прессы было устремлено на кинокартину и ее создателя.

Однако наиболее точно подметил следствия от выхода в прокат «400 ударов» редактор Cahiers du cinema Жак Дониоль-Валькроз: «Гром от бомбы Трюффо, разорвавшейся в начале фестиваля, будет звучать до самого конца и еще долго отдаваться эхом». Имя этому эхо — Новая волна.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda