геннадий гусев | 4 ДЕКАБРЯ 2019

ШЕРБУРСКИЕ ЗОНТИКИ: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КРАСОТА

Музыкальная мелодрама, ставшая первым мюзиклом о пролетариате, с импрессионистической стилистикой и положительным влиянием на современное кино

ШЕРБУРСКИЕ ЗОНТИКИ: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КРАСОТА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 04.12.2019
Музыкальная мелодрама, ставшая первым мюзиклом о пролетариате, с импрессионистической стилистикой и положительным влиянием на современное кино
ШЕРБУРСКИЕ ЗОНТИКИ: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КРАСОТА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 04.12.2019
Музыкальная мелодрама, ставшая первым мюзиклом о пролетариате, с импрессионистической стилистикой и положительным влиянием на современное кино
– От любви умирают только в кино.
Из фильма «Шербурские зонтики»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Жак Деми
Страна: Франция, Германия (ФРГ)
Год: 1964


Тема любви всегда пользовалась популярностью в кино. «Плоть и дьявол», «Касабланка», «Манхэттен», «Титаник», «Амели» и другие ленты показали, насколько прекрасным и удивительным может быть это чувство. Есть в числе подобных фильмов постановка, которая выделяется из ряда прочих. Это мюзикл Жака Деми «Шербурские зонтики».

С одной стороны, картина принадлежит к жанру сентиментальной мелодрамы. Эмоциональность истории и нарочито преувеличенная интрига подавляют в ней глубокую прорисовку характеров и драматическую составляющую. С другой стороны, по заявлению режиссёра, «Шербурские зонтики» – первый мюзикл о пролетариате.

Простое соединяется в ней со сложным – системообразующая сюжетная линия синхронизирована с намеченными штрихпунктиром проблемами классового неравенства. А внешняя красота произведения наилучшим образом коррелирует с бушующим в душах героев огнём. Такой контраст, а также пристальное внимание к деталям, стилизация под импрессионизм и обаятельные актёры превратили «Шербурские зонтики» в настоящий шедевр поэтического реализма.
В центре внимания Деми – автомеханик Ги Фуше (Нино Кастельнуово) и его возлюбленная Женевьеве Эмери (Катрин Денёв), которая работает в магазине зонтов. В соответствии с законами жанра их любовь проходит проверку временем. Главная особенность ленты – все герои изъясняются единственно при помощи пения.

В «Шербурских зонтиках» сквозь призму несерьёзного, немного даже карикатурного (ухажёр Женевьевы ювелир Ролан Кассар выглядит пародией на человека «высшего сорта») показаны проблемы рабочего класса и мелкой буржуазии. Первые «хотят, но не могут», а вторые «могут, но не хотят».

Парафраз известного революционного принципа характеризует тут отношение различных социальных классов к любви в частности и к жизни в целом.

Персонажи оказываются заложниками ситуации – волшебство рушится, когда Ги отправляется на службу в армию. Находясь вдалеке от любимой, молодой человек тешит себя надеждой на счастливое совместное будущее, а Женевьева вынуждена уступить матери, жаждущей выдать дочь за Ролана, с которым та будет «как за каменной стеной». Пламенный романтизм противопоставляется трезвому цинизму.

Но фильм не был бы так успешен, если бы не его аудиовизуальная часть. Развивающаяся в портовом городе история увлекает с первых же кадров. Выбранное Деми направление, превосходная работа художников-постановщиков (на проекте трудились Жаклин Моро («Женщина есть женщина») и Бернард Эвейн («Клео от 5 до 7»)), а также оператора Жана Рабье («Человек-оркестр») придали ленте узнаваемый стиль. Показав повседневную реальность максимально торжественно (акцент на обыденности диалогов персонажей, старательно исполняющих песенные партии), автор вместе с композитором Мишелем Леграном создал по-настоящему уникальное произведение.
Количество оммажей, которых удостоилась лента, поражает воображение. Из числа недавно вышедших картин, выказавших дань уважения картине, на ум в первую очередь приходит «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла. Интересно, что полотно американца позаимствовало у творения Деми не только несколько сцен, но и разбивку истории на главы.

«Шербурские зонтики» – это ещё и история взросления, печальная повесть о том, как неумолимое течение времени рушит самые твёрдые и светлые надежды. Главный антагонист истории – вовсе не Ролан Кассар или мать Женевьевы мадам Эмери, но обстоятельства, необратимо меняющиеся с перемещением секундной стрелки. Зов сердца уступает велению разума, но персонажи фильма, тем не менее, не остаются у разбитого корыта. Каждый из героев обретает своё счастье, но оставляет так и не ставшую реальностью мечту позади.
Показательно, что в заключительной сцене картины старые знакомые встречаются вновь. Но на этот раз антураж меняется. На место модного магазина обосновалась автозаправка. Так и в жизни персонажей яркая весна и разноцветное лето уступают место осенним будням, в которых, однако, можно найти своё неповторимое очарование.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda