Черно-белая лента была выпущена спустя два года после премьеры «Сладкой жизни» Федерико Феллини. Темы двух фильмов перекликаются. Они — о вере. Но если автор «Ночей Кабирии» и «Амаркорда» низвергал бога до предмета церемониального действия, то Антониони куда категоричнее в своих суждениях. В его постановке бог не только утрачивает свою трансцендентальную сущность, но и вовсе перестает существовать. Его функции берут на себя люди. Точнее, пытаются взять.
Это у них, разумеется, не получается. Царящий на бирже беспорядок противопоставляется невозмутимости, с которой по жизни идут простые смертные. Вдвойне примечательно, что здание, в котором работает Пьеро, построено на развалинах памятника Адриану — человеку, который в понимании древних римлян был богом.
Герои «Затмения» становятся вершителями собственных судеб. Но они страшатся жизни, не хотят вновь чувствовать боль, разочаровываться, испытывать отчаяние. В тихой агонии люди плывут по течению, предпринимая слабые, заранее обреченные на провал попытки получить доступ к управлению судном.
Любая попытка оказывается бессмысленной — силы постепенно иссякают, а течение становится все сильнее. Разочаровавшись, разорившись, люди не кричат и не плачут, безмятежно рисуют на салфетке цветы. Лишившись дорогого автомобиля, равнодушно пожимают плечами. Оказавшись участниками ожесточенных торгов, не заражаются процессом, а остаются безучастными и апатичными.
Виттория и Пьеро начинают сближение в тот момент, когда страну охватывает небывалый экономический кризис. С одной стороны, молодым людям нет дела до разгорающегося вокруг них пламени хаоса. С другой, нестабильность вокруг связана с удушливой безучастностью в душах персонажей, а внешняя одержимость Пьеро работой оказывается обманом — мужчина с головой погряз в практицизме. Он даже не живет в своей роскошной квартире. Она ему не нужна. В его мире люди — объекты, при помощи которых можно достичь цели. К таким Пьеро причисляет и себя. Он понимает, что вселенная несовершенна, и ждать от нее подарков судьбы не стоит. Эти взгляды ставят крест на стремлении молодого человека обрести внутреннюю свободу и, как следствие, счастье.
Напротив, сложный внутренний мир Виттории вступает в непреодолимое противоречие с окружающей действительностью. Женщина отличается от большинства своих знакомых, пусть и не подает виду — пытается сопротивляться течению, ищет свой путь. Виттория стремится к абсолютной любви, но не способна идти на уступки, лгать, лицемерить, предавать принципы — она неисправимая идеалистка, необыкновенно чувственная и незаурядная личность, раскрыться которой мешают обстоятельства.