АНТОН СМИРНОВ | 17 ДЕКАБРЯ 2023

ОСТАВЬ МИР ПОЗАДИ: ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА

Пугающе актуальное сказание о мировой катастрофе, для начала которой вовсе не требуется вторжение агрессоров с далеких звезд

ОСТАВЬ МИР ПОЗАДИ: ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА

АНТОН СМИРНОВ | 17.12.2023
Пугающе актуальное сказание о мировой катастрофе, для начала которой вовсе не требуется вторжение агрессоров с далеких звезд
ОСТАВЬ МИР ПОЗАДИ: ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА
АНТОН СМИРНОВ | 17.12.2023
Пугающе актуальное сказание о мировой катастрофе, для начала которой вовсе не требуется вторжение агрессоров с далеких звезд
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Сэм Эсмейл
Страна: США
Год: 2023

Проснувшись поутру, мать семейства (и большой мизантроп) Аманда Сэнфорд решила, что ей очень хочется отправиться в спонтанный отпуск, подальше от ненавистных ей людей. Для этого она бронирует шикарный коттедж на побережье Лонг-Айленда, вытаскивает ничего не понимающего мужа из кровати и вместе с ним и парой детей едет навстречу солнцу, пляжу и прочим тихим радостям. Вот только долгожданного релакса на природе семье Сэнфорд ждать не стоит, поскольку с их приездом тут же начинаются странности: на берег пляжа вылетает потерявший управление нефтяной танкер, у дома собираются стаи птиц и оленей, а на пороге ночью объявляется пара чернокожих, которые представляются отцом и дочерью. Они утверждают, что являются хозяевами коттеджа, а сюда приехали по причине внезапного блэкаута, постепенно накрывающего Америку.
С 2014 года на просторах рунета в политических темах активно распространялась копипаста следующего содержания:

«Отец знакомого работает в ФСБ. Сегодня срочно вызвали на совещание. Вернулся поздно и ничего не объяснил. Сказал лишь собирать вещи и бежать в магазин за продуктами на две недели. Сейчас едем куда-то далеко за город. Не знаю что происходит, но мне кажется началось…»


Ею часто пользовались, чтобы развести собеседника на негативные эмоции, либо вызвать панику у наивных пользователей Сети забавы ради. Но именно этот короткий текст лучше всего отражает атмосферу, которой пропитан свежий апокалиптический триллер Сэма Эсмейла «Оставь мир позади», снятый по книге американского писателя бангладешского происхождения Румаана Алама.

Так сложилось, что реалии определенной эпохи всегда находят свое отображение в искусстве, которое часто строится на темах, что больше всего волнуют общество на данный момент. Глядя на самые громкие картины 2023 года, включая «Оппенгеймера» Кристофера Нолана и «Мальчика и птицу» Хаяо Миядзаки, становится понятно, что именно тревожит современного человека — война и массовая гибель. Режиссер Сэм Эсмейл уже имел за плечами опыт работы с НФ-антиутопией («Мистер Робот») и военно-психологической драмой («Возвращение домой»), и кажется, что для его очередной картины сюжет книги Алама изначально и был создан. Режиссер рассказывал, что роман попал ему в руки во время пандемии, и в нем он увидел массу интересных и очень актуальных тем:

Книга задела за живое, потому что в ней говорилось о том, как люди могут утратить человеческую природу перед лицом кризиса. Это довольно актуально сегодня, учитывая то, что происходит в мире. Еще одна вещь, которая меня заинтересовала, это то, что в этой книге все происходит не так, как в типичном фильме-катастрофе. В фильмах-катастрофах элементы катастрофы, как правило, являются центром сюжета. Персонажи, как правило, второстепенны. Здесь я мог бы перевернуть этот процесс и быть с персонажами, а элемент катастрофы оставался бы на расстоянии.

В первые минуты складывается ощущение, будто Эсмейл идет дорогой, проторенной М. Найтом Шьямаланом, особенно часто будут напрашиваться сравнения с его недавним «Стуком в хижине». Но чем дальше продвигается сюжет, тем сильнее эти два фильма начнут различаться между собой. Эсмейл, в отличие от коллеги, не пытается играть в смысловую амбивалентность и заставлять зрителей гадать, на самом ли деле нас ждет апокалипсис и кем являются ночные визитеры. Ему быстро удается ухватить внимание аудитории, создавая в воздухе атмосферу какой-то странной, почти неописуемой угрозы, учитывая, что кадр залит солнцем, персонажи разгуливают по роскошным интерьерам, а вокруг них лишь тишина, свежий воздух и зеленые леса. Но вот вдалеке дочь Аманды замечает несущийся на берег танкер, и с этой самой поры больше никто из героев не может чувствовать себя в безопасности, поскольку — и на это делается главный акцент — никто не может объяснить, в чем состоит угроза и откуда ждать новой атаки.

Как режиссер, Эсмейл проявляет себя крепким профи, особенно ему удается руководить звездным актерским составом, выстраивать мизансцены и четко формулировать техническое задание оператору. Камера не только имитирует слежку с дрона, но и выписывает невообразимые хореографические трюки, проходя сквозь стены, двери и окна. Ее объектив не позволяет зрителю сразу увидеть источник опасности, а медленно двигается вслед за кем-то из персонажей, оставляя угрозу за кадром и позволяя зрителю поиграть с воображением, чтобы затем эффектно продемонстрировать внезапно падающий самолет или несущуюся прямо на людей армию электромобилей без водителей. Порой постановщик слегка выпадает из нужного саспенс-ритма, что неудивительно, учитывая внушительный хронометраж в 140 минут, а иногда заставляет героев произносить очевидное, как и не избегает некоторых клише, типичных для всех апокалиптических сценариев вроде «человек человеку на самом деле враг».

Но небольшие минусы практически не портят впечатление от этой захватывающей и виртуозно поставленной картины, в которой удивительно точно передана растерянность современных людей перед внезапной техногенной (и не только) катастрофой. То, как персонажи до последнего стараются вести себя, словно ничего не случилось, развлекаются в шикарном особняке, попивая вино и весело болтая, несмотря на тотальный телекоммуникационный коллапс, практически стопроцентно рисует портрет всех нас, ведь многие, кажется, до конца не могут поверить, что все увиденное в новостях происходит на самом деле. К моменту вступления человечества в XXI век оно достигло необычайных высот в науке, культуре, медицине и технологиях. Вроде бы, вот оно, счастливое наступившее будущее, пользуйся всеми благами, мирно живи и радуйся, но многие быстро поняли, что все это можно разрушить одним щелчком чьего-то пальца. Кому именно принадлежит этот палец и что конкретно он может сделать — Эсмейл не уточняет, да и не считает нужным, ведь все, начатое сильными мира сего, люди завершат сами, поскольку обладают удивительной природной тягой не к созиданию, а к разрушению.
Особенно удачно этот политико-социальный комментарий (исполнительными продюсерами картины, кстати, выступили Барак и Мишель Обама) использует сюжетную линию с дочкой Аманды, которая является ярой фанаткой сериала «Друзья». Девочка поначалу выглядит очень забавным персонажем, поскольку посреди хаоса думает лишь о том, как ей наконец досмотреть в онлайне последний эпизод легендарного ситкома и переживает за отношения Росса и Рейчел больше, чем за свои. Вот только когда наконец станет ясен истинный смысл использования этой комичной, на первый взгляд, линии, веселье тут же сменяется неописуемой тоской. Наступила пора признать — того беззаботного, легкого и веселого мира, в котором шестерка закадычных друзей сыплет очаровательно глупыми шутками, не думает о смерти и мечтает о светлом завтра, больше никогда не будет. И развеселая песенка I’ll Be There for You от The Rembrandts уже не кажется неунывающим гимном завтрашнему дню, поскольку с замиранием сердца ждешь, что в один не очень прекрасный момент она может прерваться пронзительным воем сирены с уведомлением о чрезвычайной ситуации на экране.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda