геннадий гусев | 4 августа 2020

КОЛЕНО КЛЕР: ВОСХИЩЕНИЕ ЮНОСТЬЮ

Стильный визуальный ряд, неспешное повествование, обаятельные герои, притчевая структура истории и вдохновленные литературой диалоги в поучительной повести от Эрика Ромера

КОЛЕНО КЛЕР: ВОСХИЩЕНИЕ ЮНОСТЬЮ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 04.08.2020
Стильный визуальный ряд, неспешное повествование, обаятельные герои, притчевая структура истории и вдохновленные литературой диалоги в поучительной повести от Эрика Ромера
КОЛЕНО КЛЕР: ВОСХИЩЕНИЕ ЮНОСТЬЮ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 04.08.2020
Стильный визуальный ряд, неспешное повествование, обаятельные герои, притчевая структура истории и вдохновленные литературой диалоги в поучительной повести от Эрика Ромера

— В любом случае, всё то хорошее, что есть в дружбе, я хотел бы видеть в любви. А именно — уважение к свободе другого, и без всякого обладания.

Из фильма «Пина»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Эрик Ромер
Страна: Франция
Год: 1970

Стильный визуальный ряд, неспешное повествование, обаятельные герои, притчевая структура истории и вдохновленные литературой диалоги соединяются в назидательную повесть — «Колено Клер» входит в знаменитый цикл Эрика Ромера «Сказки с моралью». Во вдохновлённой сборником Жан-Франсуа Мармонтеля «Нравоучительные рассказы» и романом Шодерло де Лакло «Опасные связи» картине происходит переосмысление идей классических произведений, но делается это ненавязчиво и со вкусом.

Бывший кинокритик Жан-Мари Морис Шерер, более известный под творческим псевдонимом Эрик Ромер, стоял у истоков французской «новой волны». Он был не только самым старшим в компании режиссёров из Cahiers du cinéma, отправившихся покорять кинематографические вершины, но и считался первопроходцем среди пассионариев того времени: Трюффо, Риветта, Годара, Шаброля. Хоть постановщик и начал карьеру позже коллег, его ленты, в которых простые люди решали непростые проблемы морально-нравственного характера, представляют собой любопытные объекты исследовательского интереса.

Получив глубокие познания в областях филологии, искусствоведения и истории, являясь стойким приверженцем теории классицизма (единство места, времени и действия, приоритет разума над чувствами, соблюдение законов правдоподобия, гармонизация действительности), режиссёр считал, что фильм — последнее прибежище поэзии.

Действительно, шестая полнометражная постановка Ромера является подтверждением слов мастера. В ленте разворачивается история приехавшего на отдых в предместье Французских Альп дипломате средних лет Жероме (Жан-Клод Бриали). Там он встречает свою давнюю подругу, писательницу Аврору (Аврора Корну). Она сводит мужчину с юными Лорой (Беатрис Роман) и Клер (Лоуренс Де Монахэн). Постепенно Жеромом овладевают странные чувства, апогеем которых становится неодолимое желание — дотронуться до колена Клер.
Тематически полотно напоминает «Лолиту» Владимира Набокова, «Воспитание чувств» Линн Барбер и фильм Сэма Мендеса «Красота по-американски». В произведении Ромера взрослый мужчина соблазняется наивностью и невинностью беззаботных девушек. При этом у каждой из них есть ухажёр, отношения с которым простыми и понятными не назовёшь. К тому же обольстительный протагонист регулярно вспоминает свою невесту Люсинду, к которой ему в ближайшее время надлежит вернуться.

Работа над картиной велась в период расцвета сексуальной революции. Развитие капиталистического общества потребления постепенно привело к тому, что значимость «традиционных ценностей» уменьшилась, а секс перестал быть табуированной темой. В своей картине Эрик Ромер исследует стремительно меняющиеся морально-нравственные принципы. Так, Аврора с лёгкостью меняет партнёров каждые два-три дня, а Жером из благоразумного мужчины в мгновение ока превращается в распалённого юнца, не знающего, как совладать со своими желаниями. Впрочем, однозначных выводов тут не найти — автор исследует расширяющиеся границы дозволенного, осторожно заявляя о том, что правильного ответа не существует. В противостоянии разума и чувств всякий шаг приравнивается к движению эквилибриста, любой помысел — с искренними или лицемерными намерениями — влечёт за собой лавину последствий. В «Колено Клер», как, например, и в «Коллекционерше», режиссёр показывает все прелести открывшихся сексуальных свобод и намекает о том, что вседозволенность может привести к печальным последствиям. Главное — быть честным по отношению к себе.

Фильм наполнен мечтательными образами. Рассуждениям о природе человеческого «я» способствуют медленно плывущая по изумрудному озеру небольшая лодка, играющие в теннис, полные задора и благоухающие молодостью юноши и девушки, рассуждающие под мощными кронами кудрявого дуба о жизненных причудах мужчины, неторопливо засыпающее солнце и мерный шум прибоя. На фоне живописных мест близ озера Аннеси, выбирая между призрачным семейным счастьем и осязаемым пламенем страсти, опытный и циничный интеллектуал Жером заново открывает себя.
Завораживающие виды курортной Франции в совокупности с отличной работой художников-постановщиков, отразивших на экране моду того времени — очаровательные соломенные шляпки, белоснежные гольфы, расклешенные брюки, соблазнительные бикини, мини-платья в стили Твигги и характерные для конца шестидесятых объёмные мужские причёски — придали истории законченный вид. И если внешне безукоризненная картинка и неспешность повествования как нельзя лучше способствуют созданию расслабленной атмосферы, то происходящие в судьбах персонажей пертурбации, со стороны, впрочем, кажущиеся малозначительными, накаляют градус интриги.

Когда Жером оказывается на месте отдыха, летнее, сонливое настроение очень быстро завладевает им и другими героями. И жеманно флиртующий с девушками дипломат, и наблюдающая за потугами своего друга со стороны Аврора, и восхищающий твердостью характера кавалер Клер Жиль, не идут на конфликт даже тогда, когда это, казалось бы, уже неизбежно. Ненароком можно даже заподозрить их в отсутствии заинтересованности процессом. Это, разумеется, не так. Мягкость, с которой действуют персонажи не должна вводить в заблуждение — аритмия их эмоционального состояния проявляется во вроде бы малозначительных поступках: в выразительной мимике, многозначительных взглядах и скупых телодвижениях.

А философские диспуты Жерома с Авророй, в которых, однако, улавливается ещё не изживший себя из двух взрослых людей дух ребячества, дают дополнительную пищу для размышлений. Дипломат в своей жизни никогда не совершал необдуманных поступков, а любовь для него полностью исключает импульсивные поступки. Ведь, как полагает мужчина, огонь неизъяснимого влечения рано или поздно потухнет, а сохранить долговременные отношения можно лишь с помощью трезвого расчета и умелого планирования.
Профессия протагониста выбрана неслучайно. Жером — не только высококвалифицированный специалист, имеющий неприкосновенность личности, жилища и собственности, но и полиглот, а также психолог. Он разговаривает на языке чувств, играет с людьми, пускается во всевозможные авантюры, но сам остаётся при этом практически бесстрастным.

Всё меняется, когда мужчина влюбляет в себя Лору, но не может добиться такого же результата с Клер. Признавшись Авроре в том, что он ощущает к Клер чувство то ли сексуального, то ли патерналистского характера, Жером оказывается в ловушке. Контролировать себя становится сложнее, а колено девушки превращается в символическое выражение потаенных желаний, настоящее наваждение, от которого нет спасения. Но, как ни странно, дотронуться до него — не значит проиграть. Ведь акт обладания в фильме Ромера не противопоставляется искренней любви. Напротив, всё это — проявление свободной воли. А потому сиюминутные побуждения оказываются гораздо более реальны и возвышенны, чем совершенное счастье с полумифической Люсиндой.

Рассуждая в ходе одного из диалогов с Авророй о Клер, Жером признаётся своей подруге: «Она вызывает у меня стойкое, но бесцельное желание. Чистое желание, желание пустоты». Ромер всё же отдаёт предпочтение надежной волшебной сказке, нежели манящей, не менее прекрасной, но опасной реальности. Его Жером жаждет не конкретную девушку, он неосознанно вступает в борьбу с самим собой — пресыщенным жизнью, скупым в проявлении чувств, зачерствевшем скитальце, забывшем о том, что молодость — не возраст, но состояние души. Именно поэтому Жерому не нравится Жиль. В нём мужчина видит человека, которым он мог бы стать. Противостоянию естественного желания и необходимости следования правилам, исследованию диалектической парадигмы человека, вечному поиску иллюзорной идеальной любви и посвящено «Колено Клер».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda