НАСТЯ РОМАНОВА | 5 ИЮНЯ 2024

ПОЛНОЧЬ С ДЬЯВОЛОМ: КРАТКОЕ ПОСОБИЕ ПО 70-М

Секты, телевидение и Князь Тьмы

ПОЛНОЧЬ С ДЬЯВОЛОМ: КРАТКОЕ ПОСОБИЕ ПО 70-М

НАСТЯ РОМАНОВА | 05.06.2024
Секты, телевидение и Князь Тьмы
ПОЛНОЧЬ С ДЬЯВОЛОМ: КРАТКОЕ ПОСОБИЕ ПО 70-М
НАСТЯ РОМАНОВА | 05.06.2024
Секты, телевидение и Князь Тьмы
НАШИ СОЦСЕТИ
«Полночь с дьяволом» — это фильм в жанре «найденной пленки». Предполагаемая запись прослеживает головокружительный взлет ведущего шоу «Ночные совы» Джека (Давид Дастмалчян) и сомнительные методы, которые он использует, чтобы взобраться на вершину популярности. Формат found footage в мире хоррора — не новшество. Но чем же лента все-таки зацепила зрителя и экспертное сообщество? Попробуем разобраться.

ОНО УЖЕ В ТВОЕМ ДОМЕ

Название «Полночь с дьяволом» (Late Night with the Devil) содержит в себе афоризм. С одной стороны, это контракт с потусторонней сущностью. С другой, отсылка на популярный ТВ-формат — «Вечер с…» (собственно, late night with…). Телевидение крайне интимная вещь. Телевизор находится в вашем доме, а вы сидите в нескольких метрах от него, и, особенно в темное время суток, все, что смотрит на вас со стороны экрана, может показаться жутким. А телеведущий может стать вашим лучшим другом или фигурой, которая преследует вас в кошмарах. И от вас в данном случае мало что зависит.

В 70-е телевидение в Америке заменило многим людям психиатра, исповедника, компаньона, врача и, в целом, советника по любому поводу. Именно в те годы реклама начала говорить нам о том, как нужно себя ощущать и как себя вести. «Приятно чувствовать себя хорошо во время еды», «Обними ребенка», «Позвони родителям». Кроме того, телевидение было переполнено объявлениями, которые дают консультации алкоголикам, наркоманам, людям страдающим от различных ментальных расстройств и практически всем, у кого есть какие-либо проблемы.

С другой стороны, в 1970-е телевидение обвиняли во многом, особенно в росте насилия в американском обществе. Например, во Флориде один адвокат защищал клиента, застенчивого подростка, убившего пожилую соседку. Грабя ее дом с друзьями, мальчик нашел пистолет в ящике и, «одурманенный» многолетним воздействием жестоких телевизионных шоу про полицейских, решил использовать оружие. Присяжные вынесли обвинительный приговор.

«НАЙДЕННАЯ ПЛЕНКА» С КУЛЬТОВЫМИ ХОРРОРАМИ

«Полночь с дьяволом» цитирует множество культовых хорроров настоящего и прошлого. Среди них: «Экзорцист», «С широко закрытыми глазами», «Ребенок Розмари», «Нечто», «Чужие среди нас», франшиза «Заклятье», «Полтергейст», «Сканеры». Но самый близкий к этой картине — британский Ghostwatch, комедийный фильм ужасов 1992-го, в котором группа репортеров BBC пытается найти правду в доме с привидениями и, конечно же, теряет контроль над ситуацией. Интересно, что, в отличие от английского фильма, «Полночь с дьяволом» не находится в «прямом эфире» постоянно. Лента использует перебивки в виде закадровых черно-белых сцен, которые становятся «спойлерами» к последующим событиям и добавляют саспенса.

Смешивание различных технологий сыграло двоякую роль в восприятии фильма «Полночь с дьяволом». С одной стороны, невероятно точно стилизованный грим под Стюарта Гордона или Тома Савини (времен сотрудничества с Джорджем Ромеро). Нереалистичность грима здесь не создала комического эффекта, а скорее подарила давним поклонникам классических хорроров о различных бодимодификациях радость узнавания. С другой, использование искусственного интеллекта: усиливающееся влияние ИИ на кино и телевидение было основным камнем преткновения между студиями и артистами во время забастовок Гильдии сценаристов (WGA) и Гильдии киноактеров (SAG) в 2023 году — в связи с тем, что ИИ может поставить под угрозу наличие рабочих мест в киноиндустрии. В конечном итоге режиссерам «Полночи с дьяволом» пришлось оправдываться в Variety в лучших традициях «извинений в водолазке». Режиссеры объяснили, что, несмотря на использование ИИ, впоследствии все «машинные» моменты редактировались командой «живых» дизайнеров, поэтому без работы точно никто не остался.

СЕКТЫ И САМ ДЬЯВОЛ

В 1960-х годах молодые люди Америки восстали против тогдашнего политического статус-кво и социального климата в стране. Это время было отмечено многочисленными маршами протеста против войны во Вьетнаме, расовой сегрегации и ознаменовалось контркультурными веяниями. Двигаясь к другому менталитету, многие молодые американцы сформировали обособленные группы «по интересам» в попытке следовать образу жизни, который был отличен от магистрального. Для обычного сообщества хиппи или молодежь, привлеченная к их образу жизни, представляли собой контркультуру, тронутую нетрадиционными и порой даже опасными идеями. Многие из них отвергли основную религию, что привлекло их к поиску альтернативных систем верований и форм духовного опыта.

«Полночь с дьяволом» проходится по всем «трендам» 70-х, в том числе по росту популярности сатанизма и религиозных сект. В начальных титрах мы можем заметить суд над Мэнсоном и его последователями. А ведущий шоу «Ночные совы» состоит в некоем культе, который устраивает таинственные шабаши в лесу. Во время разговора с одержимой девушкой она упоминает, что демон, овладевший ею, называет себя «мистер Ригглс» (wriggles — извивающийся). Любопытно, что в некоторых интерпретациях слово «левиафан» тоже переводится подобным образом — скрученный, свитый. Левиафан часто использовался как образ дьявола в христианских верованиях. В фильме девушка говорит, что однажды Джек уже виделся с «Мистером Ригллсом» в лесу на сатанинском ритуале, когда пытался вернуть былую популярность, то есть заключил контракт с самим Дьяволом.

В свете развития новых религиозных движений сатанинский дискурс был заново переизобретен и реформирован под влиянием политики, социологических теорий и контркультуры того времени. За существование сатанизма как организованной религии в Соединенных Штатах можно «поблагодарить» Антона Шандора Лавея, автора «Сатанинской библии». Лавей основал «Церковь Сатаны» в Сан-Франциско в 1966 году. Деятельность «Церкви» широко освещалась в прессе и на телевидении в 1972 году, что привело к росту первоначальной группы последователей. Ритуалы, проводимые во время «Черной мессы», были скорее драматическими шоу, наблюдаемыми журналистами, а не священными церемониями. Появление Лавея в СМИ сделало его знаменитостью, и в основном благодаря его работе и рекламе сатанизм заслужил в США признание как «полноценная» религиозная практика в конце 60-х — начале 70-х годов.

Неудивительно, что в истории сект не обошлось без использования и более продвинутых технологий, чем телевидение. Секта «Небесные врата» являлась первым известным американским культом эпохи Интернета, использовавшим новую технологию, чтобы поделиться своими убеждениями с более широкой аудиторией, а также зарабатывать на жизнь. Они получали большую часть своего дохода от разработки веб-страниц. Сформировавшиеся в 1970-х годах, они стали затворниками к началу 1990-х и начали пытаться набирать послушников в Интернете. Также культ во многом вдохновлялся космическими операми и прочей фантастикой. Например, согласно их теории, Иисус был инопланетянином, который забирает людей после смерти на свой звездолет и летит с ними в «вечность».
Телевидение само стало своего рода культом, притягивающим все больше «последователей» в свои сети, обещая решить все проблемы, а главное — спасти от одиночества. Прошло много лет, и роль некоего консультанта во всем (и «виновника» роста насилия в обществе, конечно) занял YouTube. Телевидение стало терять свои сферы влияния? Нет, оно просто проникло глубже и сильнее приблизилось к вам. Теперь оно в ваших руках — в вашем смартфоне. Если раньше, чтобы посмотреть «проклятое видео», нужно было найти кассету, диск или включить телевизор в определенный час после полуночи, то теперь достаточно взять телефон и ввести соответствующий запрос в видеохостинге. В итоге «Полночь с дьяволом» не только вбирает в себя различные течения и веяния телекоммуникативной культуры прошлого, но и заставляет задуматься: неужели тот, кто сейчас смотрит на нас с экрана смартфона, безопаснее, чем тот, кто когда-то смотрел на нас из телевизора?

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda