АНЖЕЛИКА БУТОВА | 18 НОЯБРЯ 2022

ПО-МУЖСКИ: КАМЕРНАЯ ДРАМА О ГЛОБАЛЬНОМ НАСИЛИИ

«Дилемма вагонетки», «другая щека», подставленная под удар, и тяжелые коммуникации внутри и снаружи отдельно взятой семьи

ПО-МУЖСКИ: КАМЕРНАЯ ДРАМА О ГЛОБАЛЬНОМ НАСИЛИИ

АНЖЕЛИКА БУТОВА | 18.11.2022
«Дилемма вагонетки», «другая щека», подставленная под удар, и тяжелые коммуникации внутри и снаружи отдельно взятой семьи
ПО-МУЖСКИ: КАМЕРНАЯ ДРАМА О ГЛОБАЛЬНОМ НАСИЛИИ
АНЖЕЛИКА БУТОВА | 18.11.2022
«Дилемма вагонетки», «другая щека», подставленная под удар, и тяжелые коммуникации внутри и снаружи отдельно взятой семьи
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Максим Кулагин
Страна: Россия
Год: 2022

Так ли далеко мы отошли от Средневековья, как полагали? Так ли плотен наш каркас из ценностей гуманизма, как видится на первый взгляд? А чего достаточно, чтобы его переступить?

«По-мужски» — дебютная работа Максима Кулагина — ответы на эти вопросы не дает. Скорее, развивает их, показывая довольно подробную ситуацию, в которой «правильный» ответ придется искать самому зрителю. Говорят, что хорошо заданный вопрос уже решает половину проблемы. С другой стороны, ведь бывают вопросы и без верных ответов.
На экране развивается иная версия «дилеммы вагонетки». Загадки, которая, преподнося абстрактную ситуацию, предлагает вам принять решение. При том, что верное априори отсутствует. Они оба оправданы, и их «правильность» зависит лишь от убеждений, что движут заложниками кейса.

Есть вагон, который едет по рельсам и затормозить не может. Путь он держит к развилке: если он будет ехать прямо, то убьет пять привязанных к рельсам людей, а если повернет, то лишь одного. Волей загадки вы оказались у рычага и можете смерть пятерых, движением руки, изменить на кончину одного. Но справедливо ли это? А если изменить условие на вариант того, что тот один единственный — ваш близкий и горячо любимый человек? А что, если это вы сам? При этом опция «изменить ход поезда и повернуть рычаг» остается.

Жизнь богата на более практические задачи, решение которых необходимо в настоящем времени. И их решение будет влиять не на копилку аргументов утилитаристов или деонтологов, а на самого человека отвечающего. Поэтому решение и является столь важным.

Так, фильм «По-мужски» преподносит вам подобную задачку, основанную на случае из жизни сценариста Дениса Кулагина (тоже дебютанта). Утрируя реальную историю, точку которой вольной рукой заменил на запятую, он поставил вопрос «а что если… конфликт усугубить?».
Главный герой, 35-летний Глеб, которого играет Антон Лапенко — образец успешного мужчины: прекрасная жена, собственный бизнес, новый загородный дом в шведском стиле с панорамными окнами и минималистичным дизайном. Однако после того, как он не находит в себе смелости ответить пьяному соседу, ударившему жену Глеба, идеальная жизнь главного героя сильно меняется.

Как и в «дилемме», протагонисту дают несколько решений, но, вот незадача, не дают конвенционально верного ответа. Переговоры с соседом проблем не решают, да и супруга пьяницы просит просто «потерпеть». Полиция прямо говорит о том, что они проблему решать не будут. Следующий вариант: ввязаться в драку с соседом, как настаивают жена и друг Глеба. Вот только он привык решать проблемы словами, а не кулаками. Частное вступает в конфликт с общественным, правда, под оберткой гендерных рамок. «Ты же мужчина», — говорят его близкие, но проблема простирается дальше, чем половая принадлежность другого человека.

Главную роль исполняет небезызвестный Антон Лапенко. Человек, прославившийся сначала вайнами, а после и сериалом, где он исполняет различные комедийные роли (почти все роли, которые есть в сериале, надо заметить). В этом фильме он отошел от привычного комического амплуа, сыграв главную драматическую роль: «Это была моя творческая нужда — попробовать что-то кардинально другое, отличное от того, что я делал раньше». Его персонаж успешен по многим параметрам общества, но внутри совершенно несобран. Отсутствие фундамента из убеждений приводит к тому, что тот мечется от одного варианта действий к другому и обратно. По итогу, смотря не столько на себя, сколько на социум. Он не герой, который ломает систему. Он тот, кого система ломает.
Насилие порождает насилие — очевидная константа. Но можно ли обойтись без него, без насилия? Вопрос, который задан, но на который ответ сформирует каждый сам и свой. Можно возомнить себя богом и постараться судить главного героя — одеться в пиджак добродетели и сказать, что Глеб слаб и груб, а можно переобуться и сказать, что принцип «не подставлять левую щеку, ударив на опережение» — верен. Так или иначе, ответ дать придется. В этом и прелесть. Ведь, интерпретируя образы, развертывающиеся перед нами на широком экране, мы интерпретируем и себя.

Если рассматривать эту историю в кулуарах гендерных стереотипов, то она явно проигрывает иным повестям о маскулинности и рамках, ею сколоченными. Но как эксперимент на площадке российских реалий, фильм выглядит довольно интересно, если рассматривать этот сюжет с позиции деструктивности указанных ролей — как Глеба, так и его жены. Разговор, который мог бы решить все накопленные недовольства, откладывается, а потом на пике эмоций, в ключевом монологе, перестает быть возможным. Проблема кроется далеко не в соседе, выбрасывающем мусор на чужом участке, а в главном герое, который, отстаивая важность слов в решении проблем, сам, в отношении близких людей, этого не применяет.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda