ВАЛЕРИЯ КАРПОВА
9 ФЕВРАЛЯ 2020

ВНУТРИ ЛАПЕНКО: ФЕНОМЕН НОВОЙ КОМЕДИИ

Ностальгирующий метамодернистский трип в ваше, наше и ничье прошлое в формате сериала нa YouTube, который уже покорил миллионы зрителей на всем постсоветском пространстве
Подходил к концу 2019 год. Российский зритель был доведен до изнеможения однообразным примитивным юмором, щедро льющимся на него из интернета и телевизионных каналов. Казалось, что надежды на спасение нет никакой, но тут появился он – Лапенко. И жизнь отечественной комедии заиграла новыми красками.
«ДЛЯ КОГО ВСЁ ЭТО? ДЛЯ ВАС?»
Антон ворвался на YouTube с авторским сериалом «Внутри Лапенко», все роли в котором исполняет он сам. Серии мгновенно стали набирать миллионы просмотров, всего за пару месяцев у проекта образовалась мощная армия фанатов, восторженно называющих случившееся новой классикой, а самого Лапенко – феноменом. Сериал представляет собой причудливый симбиоз нескольких эпох нашего общего прошлого: здесь и нежные восьмидесятые, и лихие девяностые, и даже совсем чуть-чуть мелькают недавние нулевые. Антону удалось создать неповторимо уютный мирок, в который хочется закутаться в остром припадке ностальгии. Именно в ностальгии и заключается феномен Лапенко – ему удалось вызвать это чувство даже у тех, кто о советском прошлом и временах перестройки помнит только по рассказам родителей.
«МЫ СТАРАЕМСЯ, ДЕЛАЕМ... У НАС ЧЕТЫРЕ КОРПУСА НАШЕГО НИИ, А ТОЛКУ НИКАКОГО. МЫ ИЗОБРЕЛИ КАКОЙ-ТО ПРОВОД СТРАННЫЙ. ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН? ПЯТЬ ЛЕТ РАБОТАЛИ НАД НИМ»
Но в чем же секрет? Каким образом очередному комедийному проекту удалось взыскать моментальную популярность и любовь зрителей? Тут тоже все неожиданно просто. «Внутри Лапенко» выделяется на фоне обилия сортирного юмора. При этом, как ни странно, производством сериала занимается компания Medium Quality, пачками поставляющая в телевизионную ротацию бесконечные стенд-ап проекты и даже великий и ужасный Comedy Club. А в соавторстве с Антоном сценаристом и режиссером в титрах значится Алексей Смирнов, хорошо знакомый публике по «Убойной лиге».

Но ни в одной серии у Лапенко не найдется ни минуты пошлости или грубости. Все происходящее на экране наивно и мило, и вполне подходит даже для просмотра с детьми. Авторы сериала крайне бережно подошли к разработке деталей советского быта, воссоздав его до очаровательных мелочей. В кадре – знакомое всем недавнее прошлое с характерными вывесками на магазинах, синтетической одеждой, массивными чехословацкими «стенками», вышивками и гобеленами, советскими автомобилями. При этом съемка производится будто бы на первые бытовые видеокамеры начала девяностых, что, конечно, отвечает за создание львиной доли атмосферы. За кадром звучат знакомые всем мелодии Высоцкого, Леонтьева, Машины Времени, Песняров, Наутилуса и Кино; начиная с третьей серии регулярно появляются филигранно воссозданные, фактически покадровые отсылки к культовой «Игле» или балабановскому «Брату».

Все это подкупает и рождает в зрителе чувство родства с героями. Но за главную скрипку отвечает, пожалуй, лингвистическая составляющая. Несмотря на то, что основная часть диалогов по признанию создателей проекта является импровизацией, реплики персонажей сразу после выхода очередной серии расходятся на цитаты. «Внутри Лапенко» – это чистый метамодернизм, яркая пародия на телевидение девяностых, сдобренная самобытным авторским почерком. Но неужели Антон стал первопроходцем в этом формате?
«ДЛЯ КОГО-ТО ЭТО ПУТЬ НА ДОЛГИЕ ГОДА, А КОМУ-ТО ЭТА СТАНЦИЯ ОКАЖЕТСЯ КОНЕЧНОЙ»
Конечно, нет. Некоторые поклонники уже называют Лапенко новым Гайдаем, хотя гораздо больше общего у него с легендарной комик-группой Монти Пайтон, хотя бы в области абсурдистского юмора. В этом отношении нельзя не вспомнить «Городок» из девяностых или даже «Осторожно, Модерн» из нулевых. У последних, правда, основная ставка в юморе делалась как раз на откровенно скабрезные шутки, чего у Антона встретить нельзя вовсе, но общих черт у данных проектов достаточно. В первую очередь, это исполнение одним актером множества ролей. Хотя в «Осторожно, Модерн» задействованы были две звезды того времени – Нагиев и Рост, а в обсуждаемом ныне сериале в поте лица трудится всего лишь один человек, создающий исключительно силами своего таланта целую вселенную киногероев.
«ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ, ВЕСЕЛЕЙ ДОРОГА... ДОРОГА В АД!»
Что же это за герои? Их множество, но хочется выделить основных. Центральный персонаж истории, особенно нежно любимый зрителями, простой советский инженер. Трогательный, застенчивый, склонный к меланхолии и рефлексии, смешно путающийся в словах и преисполненный романтических чувств к некой Особе, с которой он регулярно и преимущественно безуспешно планирует очередной «тет-а-тет». Глава ОПГ «Железные рукава» – этакий Саша Белый из «Бригады», классический альфа-самец, спокойный и опасный, любящий эффектное появление на публике. Для этих целей в своей команде он держит молчаливого клавишника, сопровождающего игрой на синтезаторе монологи начальника.

Преступную деятельность «Железных рукавов» из серии в серию пытается разоблачить журналист из программы «Загадка дыры», напоминающий Парфенова, сошедшего с ума. Выпучив глаза и сдобрив свою речь классическими новостными интонациями, он безуспешно гоняется за сенсациями, ища во всем параноидальные конспирологические теории. Одними из основных действующих персонажей являются, также, участники рок-группы «Багровый фантомас», два карикатурных музыканта, Роза и Шершняга, откровенно бездарных, но страстно мечтающих о славе и представляющих собой яркий портрет молодого поколения на рубеже девяностых и нулевых. Нельзя не упомянуть и Игоря Катамаранова, сумасшедшего алкоголика, врывающегося в сюжеты внезапно и часто буквально пробивая головой стены. При этом, как ни странно, то и дело спасая от беды других героев, а в перспективе, возможно, и весь мир.
«ХОЧЕШЬ, НЕ ХОЧЕШЬ — ЖИВИ»
Все персонажи Лапенко проработаны до мельчайших деталей, их образы объемны и гармоничны. Юмор в сериале добрый и преимущественно абсурдный: «я уже неделю на работу хожу и еще ни разу на нее не пришел». Серии хочется пересматривать снова и снова, упиваясь той самой ностальгией: для кого-то по детству и юности, для кого-то по загадочному прошлому из рассказов мам, пап и бабушек. В конце января закончился первый сезон «Внутри Лапенко», состоящий всего лишь из пяти серий, но принесший зрителям всех возрастов массу удовольствия и давший осязаемую надежду на возрождение позабытых традиций и высоких стандартов отечественной комедии.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda