ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 13 МАРТА 2019

ЙОРГОС ЛАНТИМОС

Статья, посвященная творчеству одного из самых авангардных современных режиссеров

ЙОРГОС ЛАНТИМОС

ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 13.03.2019
Статья, посвященная творчеству одного из самых авангардных современных режиссеров
ЙОРГОС ЛАНТИМОС
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 13.03.2019
Статья, посвященная творчеству одного из самых авангардных современных режиссеров
«Каждый фильм — это серия самых разных решений, ты экспериментируешь, пробуешь — что работает, а что нет. Я не могу сказать: «Кино я, значит, снимаю следующим образом…». Если бы у меня были правила, я бы не снимал фильмы, я бы писал учебники».
Йоргос Лантимос (и он же – далее)
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
После выхода в прокат «Фаворитки», получившей десять номинаций на «Оскар», но взявшей награду лишь за лучшую женскую роль, об одном из главных европейских режиссёров – Йоргосе Лантимосе – заговорили все. Не затрагивая темы последнего фильма, проследим, откуда начинал творческий путь греческий постановщик, и по каким законам работает его «странное кино».
«Я не указываю людям, что хорошо, а что плохо, я лишь хочу, чтобы они сами задавали себе эти вопросы, понемногу отказываясь от привычных табу»
Лантимос, родившись в 1973 году в Афинах, по окончании школы изучал бизнес и поигрывал в баскетбольном клубе Pagrati B.C., следуя по стопам отца – профессионального баскетболиста. На волне развития в стране экспериментального искусства, будущий постановщик поступил в греческую школу кино и телевидения на режиссёрский факультет. После множества клипов, различных короткометражных и экспериментальных постановок, в 2005 году он с группой друзей и без бюджета снял «Кинетту» – первый полноценный полный метр, если не считать фильм «Лучшие друзья», который сложно найти в интернете.
«Кинетта» (2015)
Максимально странная история про ребят, воспроизводящих и снимающих на камеру различные сцены убийств, не обрела поддержки у массового зрителя. Отсутствие «сюжета» как такового, съемки на ручную камеру, актёры, играющие в собственной одежде – дают в итоге андерграундное кино. О замысле можно лишь догадываться: то, что делают персонажи, можно интерпретировать как стремление к смерти – даже вне съемок преступлений Девушка – имён у героев нет – представляет, как её кто-то душит.

Так или иначе, в 2009 году в новой ленте Лантимоса камера обретает спокойствие, а повествование складывается в пусть и тоже сюжетно странную, но понятную историю.

«При помощи кино я стараюсь понять мое восприятие жизни и людей, пытаюсь понять само кино, если это в принципе когда-нибудь возможно»
«Клык» (2009)
«Я подумал, куда может привести желание пойти на все ради сохранения семьи. Сделать так, чтобы все члены семьи навечно были вместе»
Мать, отец, две взрослые дочери и сын. Частный дом, окружённый высоким забором. За пределы участка детям выходить нельзя, а из посторонних во владения может заходить лишь молодая девушка, удовлетворяющая сексуальные потребности сына, а иногда и дочери. Выбраться в большой настоящий мир дети могут только в одном случае – если у них выпадет клык. «Клык» - так и называется эта циничная и жестокая кинолента.

У Лантимоса вышла очень злая и едкая сатира на семейные ценности и методы воспитания, когда детей держат в заточении и учат странным правилам. Женский половой орган здесь называют клавиатурой, зомби – цветочками, а пролетающие над домом самолёты считают игрушечными. Не забываем, что грек ранее занимался экспериментальным искусством и любит абсурд, поэтому его работы отличаются специфическими техническими приёмами и высоким уровнем условности. Например, это и неестественные, механистические диалоги, звучащие в последующих фильмах постановщика, и странные ракурсы, которые берёт камера.

Хулиганство режиссёра доходит до такой степени, что человека – ребёнка, подростка или юношу/девушку – сравнивают с собакой. В откровенных постельных сценах «дети» не чураются облизывать друг друга, как наши четвероногие друзья, а кошка, случайно забредшая на участок дома, считается врагом. Как говорит один из персонажей фильма, «Собаки подобны глине, и наша задача – вылепить из них форму. Каждая собака ждёт от нас, чтобы ей показали, как надо вести себя».

«Клык» получил награду на Каннском кинофестивале, а также был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, сделав фамилию постановщика заметной для массового зрителя. Спустя 2 года Лантимос вернётся на экраны с новой картиной.

«Мы пытались сделать эту жуткую и смешную историю красивой, вопреки внутреннему уродству»
«Альпы» (2011)
«Альпы» - секретное общество, члены которого, назвав себя в честь альпийских вершин (например, Монблан), заменяют собой умерших людей, общаясь с их родственниками. Главная героиня картины – медсестра – предлагает услуги семье, чью дочь видела в больнице незадолго до смерти. В какой-то момент «роль» начинает её поглощать.

Здесь видится отсылка к немецкой мифологии, согласно которой «альп» – дух недавно умершего родственника, и чаще всего – демон. Возможно, персонажи фильма и являются демонами, превращающих живых и мёртвых людей в набор привычек, совокупность информации и фактов, зарабатывая на этом деньги.


«Альпийская» жизнь, которую ведут персонажи, постепенно вытесняет настоящую, которая и до этого не блистала интересным содержанием. Режиссёр, как и в «Клыке», создаёт особенную среду для персонажей и нестандартную историю, чтобы раскрыть интересующие его темы своим «лантимосским» способом.

«Альпы» не достигли того успеха, какого добился «Клык», но взяли приз за лучший сценарий на венецианском фестивале. Так или иначе, многие ждали новых откровений от неугомонного грека, и в 2015 году он выловил «Лобстера».

«Мы как-то незаметно начали обсуждать людей, которые пишут письма или звонят кому-то от имени умерших. Такая странная форма контакта с тем, кого больше нет. Подделка, которая вполне может заменить оригинал»
«Лобстер» (2015)
В антиутопичном будущем, похожем на миры сериала «Чёрное зеркало», одинокие люди отправляются в Отель, где должны найти себе пару в течение 45 дней; в ином случае либо их превращают в животных, либо они вступают в общество Одиночеки прячутся от расстрела в Лесу. Главный герой – архитектор Дэвид (Колин Фаррелл) – в случае неудачи в поисках партнёра решает превратиться в лобстера,ведь лобстеры живут дольше 100 лет, у них голубая аристократическая кровь, а также они способны дать потомство.

Смешная и трагичная, чудная и циничная лента режиссёра, которую он снял после переезда в Британию, посвящена проблемам одиночества и тотальной невозможности понять другое существо. Театральные этюды, которые наблюдают узники отеля, как бы намекают, что настоящие и доверительные отношения между мужчиной и женщиной могут существовать только на сцене, в вымышленном и искусственно созданном мире. Или в кино. А любые попытки завести отношения – лишь желание увидеть в другом человеке себя, приводящее порой к жёсткому (а у Лантимоса на грани безумия) изменению и обязательно лжи.

Согласно клише антиутопий, главный герой, недовольный системой, рано или поздно восстаёт против неё. Так, персонаж Фаррелла после несчастного случая, произошедшего в Отеле, бежит в Лес, где присоединяется к Одиночкам. Но он не может смириться с царящей там тоталитарной системой.

«Лобстер» – первая картина Лантимоса на английском языке с голливудскими звёздами и приличным бюджетом. Из отличительных черт – естественное освещение в большей части сцен, классический саундтрек, минимальное количество грима на актёрах. Уже привычные холодные оттенки цветов заполняют выверенные кадры. Фильм получил несколько наград на Каннском кинофестивале, а также номинацию на «Оскар» за лучший сценарий и на «Золотой глобус» - за актёрскую игру. Меченый из «Сорвиголовы» вновь исполнит главную роль в «Убийстве священного оленя» – предпоследней на данный момент работе Лантимоса.

«Не думаю, что я могу снимать как-то по-другому, я нахожу элемент абсурда в самых обычных ситуациях, и что-то смешное – в темных и драматических обстоятельствах»
«Убийство священного оленя» (2017)
«Стерильный» дом, «стерильная» жизнь, «стерильная» семья – словно хирургический кабинет – безэмоциональный, холодный мир картины издалека снимает широкоугольная камера, лишь изредка приближаясь к персонажам. Лантимос признаётся в любви к Кубрику, с которым его часто сравнивают.

Кардиохирург Стивен после сложной операции на сердце мало общается с женой (Николь Кидман) и детьми – вместо этого он всё чаще видится с юным парнем Мартином – именно его отцу он делал операцию, и исключительно по вине доктора всё окончилось летальным исходом.

Название «Убийство священного оленя» перекликается с мифом об Ифигении, которую её отец должен принести в жертву за убийство оленя, принадлежавшего богине Диане. Не раскрывая всех деталей истории, упомяну, что персонаж Колина Фаррелла, подобно отцу Ифигении, вынужден сделать сложный выбор и ответить за совершенный им проступок.


Открывающая картину операция на сердце была снята в настоящем госпитале и с настоящим сердцем. Её можно соотнести с тем, что делает со зрительскими умами Йоргос Лантимос – без лишнего морализаторства он вскрывает наши болезни и пороки, но исход операции неизвестен – примем ли мы эту критику и сатиру на общество и человека?

Несмотря на более понятную для зрителя историю, тяготеющую к триллеру и хоррору, некоторые, как и в случае с Лобстером, не приняли работу постановщика, назвав фильм мёртвым и чересчур холодным: «визуально изобретательный и технически крепко скроенный, фильм остаётся похороненным в гробу трупом». Тем не менее, для того смысла, который заложен в фильме, такой стиль киноповествования как нельзя кстати.

«Убийство священного оленя» — о том, что такое справедливость и как она связана с местью. А еще о сложном механизме принятия решений, которые хотя бы выглядят логичными и справедливыми. Какова цена человеческой жизни, в каких величинах ее можно измерить?»
Мизантропия Лантимоса близка мизантропии Ларса фон Триера, пусть и выражается она другими способами. Вместе со своим постоянным соавтором Эфтимисом Филиппоу греческий постановщик создавал причудливые, сатирические, визуально необычные истории, и спустя год после выхода в прокат «Убийства священного оленя» начались показы нашумевшей «Фаворитки» - пожалуй, самой зрительской картины режиссёра, снятой по переработанному сценарию.

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda