РУСЛАН АХМЕТОВ | 14 ИЮЛЯ 2020

АЛЬДО ЛАДО ВСПОМИНАЕТ ЭННИО МОРРИКОНЕ

Режиссер культовых итальянских хорроров о работе с гениальным кинокомпозитором

АЛЬДО ЛАДО ВСПОМИНАЕТ
ЭННИО МОРРИКОНЕ

РУСЛАН АХМЕТОВ | 14.07.2020
Режиссер культовых итальянских хорроров — о работе с гениальным кинокомпозитором
АЛЬДО ЛАДО ВСПОМИНАЕТ
ЭННИО МОРРИКОНЕ
РУСЛАН АХМЕТОВ | 14.07.2020
Режиссер культовых итальянских хорроров — о работе с гениальным кинокомпозитором
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
6 июля 2020 года в возрасте 91 года ушел из жизни великий композитор Эннио Морриконе. За плечами итальянского гения — карьера длиной в добрых три четверти века и около пятисот фильмов, снятых по всему миру. Ни один другой кинокомпозитор не подарил публике столько шлягеров: его голливудским коллегам это удавалось лишь пару раз за всю жизнь, а то и один (яркий пример — Джон Барри с его легендарной «Темой Джеймса Бонда»). А Морриконе поставил производство шедевров киномузыки, моментально уходящих в народ, буквально на поток — казалось, не существует жанра, с которым бы не справился маэстро. Спагетти-вестерн, японский сериал про самураев и французский «поляр» были подвластны ему и его музе в той же степени, что и шедевры Пазолини, Терренса Малика и Бертолуччи.

Также Морриконе внес немалый вклад в итальянскую хоррор-революцию 60-х-70-х, поработав со многими ведущими режиссерами жанра — Дарио Ардженто («Птица с хрустальным оперением»), Лючио Фульчи («Ящерица в женской коже»), Массимо Далламано («Что они сделали с Соланж?»), Умберто Ленци («Спазм»), Луиджи Баццони («Черный день для овна») и другими. Был в их числе и Альдо Ладо, давний кумир тарантиновского протеже Элая Рота.
Эннио Морриконе и Альдо Ладо
Своей атмосферой «Хостел 2» во многом обязан «Убийствам в ночном поезде» (1975).
До своего дебюта Альдо Ладо прошел «киношколу», о которой может мечтать каждый, побывав ассистентом у Бернардо Бертолуччи на съемках «Конформиста», одной из лучших картин в истории кинематографа. В 1971 году на экраны вышел его параноидальный триллер с необычным даже по итальянским меркам названием «Короткая ночь стеклянных кукол». Этот фильм, частично снятый в коммунистической Чехословакии, по привычке относят к джалло, хотя он практически полностью лишен признаков этого поджанра (например, убийцы в стильных черных перчатках). Одним из украшений фильма, помимо зловещей, едва ли не лавкрафтианской атмосферы, замечательных актеров и леденящей душу концовки, стала музыка Эннио Морриконе. По просьбе автора статьи, Альдо Ладо поделился воспоминаниями о работе с великим композитором.
«Конформист», реж. Бернардо Бертолуччи (1970)
Когда я работал над своим дебютом, «Короткой ночью стеклянных кукол», продюсер предложил мне сотрудничество с Морриконе, музыку которого я слышал в фильмах Серджио Леоне. Поначалу я сомневался, подойдет ли его музыка для жанра, в котором я снял свою картину. Но, зная, как он талантлив, я убедился в том, что он способен проявить гибкость и дать изображению и рассказываемой истории необходимое музыкальное сопровождение. С тех пор мы работали вместе девять раз!
Следующий фильм режиссера в гораздо большей степени, чем «Короткая ночь» соответствует канонам джалло. «Кто видел ее смерть?» снят в Венеции с участием Джорджа Лэзенби, исполнителя роли Джеймса Бонда из шестой серии бондианы и иконы жанра, шведской актрисы Аниты Стриндберг («Хвост скорпиона» Серджио Мартино). Этот фильм стал ярким примером удачного сотрудничества Альдо Ладо и Эннио Морриконе, как и бескомпромиссный хоррор «Убийства в ночном поезде», который часто сравнивают с «Последним домом слева» Уэса Крейвена — и зачастую не в пользу последнего. По старой доброй итальянской традиции тех лет мрачная концовка фильма снабжена едким социальным комментарием.

(Аналогичные примеры — «Кровавый залив» Марио Бавы и «Кровавый автостоп» Паскуале Феста Кампаниле).
«Короткая ночь стеклянных кукол», реж. Альдо Ладо (1971)
Мы начинали обсуждать, какой будет музыка к фильму, еще до съемок, отталкиваясь от сценария. Например, в случае с «Убийствами в ночном поезде», я хотел, чтобы один из актеров играл на каком-нибудь музыкальном инструменте, заявляя о своем зловещем присутствии таким образом. Эннио предложил использовать губную гармошку. К тому же, актеру необязательно было уметь на ней играть — в отличие, например, от гитары.
Сняв «Короткую ночь», «Кто видел ее смерть?» и «Убийства в ночном поезде», Альдо Ладо вписал свое имя в историю итальянского жанрового кино. Музыку Эннио Морриконе, написанную к этим фильмам, впоследствии использовал бельгийский режиссерский дуэт Бруно Форцани и Элен Катет, авторы «Горечи», «Странного цвета слез ее тела» и «Пусть трупы загорают», переосмысляющих эстетическое наследие джалло, спагетти-вестернов и полицейских боевиков.
«Убийства в ночном поезде», реж. Альдо Ладо (1975)
Музыка Морриконе, несмотря на свою узнаваемость (а ею обладает музыка и Шопена, и Бетховена), по-настоящему транслировала те эмоции, что закладывал в фильм режиссер, и неотделима от него. Я думаю, что Морриконе следует сравнивать с великими оперными композиторами — Россини, Моцартом, Верди и так далее, тогда как мы, режиссеры, с ним работавшие, по сути являемся авторами либретто.

Интервьюер: Руслан Ахметов
Редактор: Лена Черезова
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda