Рузанна Арушанян | 11 АПРЕЛЯ 2020

ЛАБИРИНТ: МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА

Отступление от форм обсуждения кинопроизведения и беспристрастного анализа кинотекста как эксперимент по передаче отношения к фильму через призму авторского восприятия

ЛАБИРИНТ: МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА

РУЗАННА АРУШАНЯН | 11.04.2020
Отступление от форм обсуждения кинопроизведения и беспристрастного анализа кинотекста как эксперимент по передаче отношения к фильму через призму авторского восприятия
ЛАБИРИНТ: МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА
РУЗАННА АРУШАНЯН | 11.04.2020
Отступление от форм обсуждения кинопроизведения и беспристрастного анализа кинотекста как эксперимент по передаче отношения к фильму через призму авторского восприятия
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джим Хенсон
Страна: Великобритания, США
Год: 1986


Дорогие друзья! Каждый раз, мы, авторы журнала «Кинотексты» обращаемся к вам не только как к читателям, но и как к кинозрителям. Из огромного моря фильмов, мы выбираем те, вызывающие наибольший интерес, и вместе с вами обращаем внимание на проблемы, которые не могут не волновать наших современников.

Но сегодня мне хотелось бы отступить от принятых нами форм обсуждения кинопроизведения — от беспристрастного анализа кинотекста, — и в виде эксперимента передать отношение к фильму через призму собственного восприятия. Встать по ту сторону экрана, пересесть в зрительское кресло и написать честный отзыв о картине, которую смотреть долгое время не хотелось.

Несмотря на многолетнюю любовь к творчеству Дэвида Боуи, от первого клипа «Space Oddity» до прощального «Blackstar», фильм «Лабиринт» с его участием я намеренно обходила стороной. То ли жанр фильма был не близок, то ли в сказки перестала верить. Но любая история всегда начинается со слов «Однажды…», и однажды вечером я всё-таки решила посмотреть «Лабиринт».

Я была уверена, что не досмотрю картину до конца: казалось, что будет скучно, пресно, устарело. Но все негативные ожидания улетучились с первых же кадров.
Сюжет довольно прост: девочка по имени Сара, пройдя через множество опасностей в лабиринте, доходит до города Гоблинов, чтобы вернуть маленького брата, которого забрал Король Гоблинов Джарет.

Ничего существенно нового с точки зрения драматургии в фабуле картины нет: к 1986 году уже были сняты «Звездные войны», «Алиса в стране чудес», «Кинг-Конг» и другие фантастические истории. Стало быть, зритель уже как несколько десятилетий привык к тому, что волшебство на экране — это всего лишь умелая работа художников и талантливые руки операторов. Вызвать воодушевленное восхищение историей про гоблинов (особенно после «Властелина Колец» и «Гарри Поттера») у человека XXI века тем более трудно. Но «Лабиринт» всё-таки удивил.

Во-первых, восторг вызвали декорации и куклы; степень мастерства, с которым они созданы. Говорить о картине, не возвращаясь к году её создания, в данном контексте нельзя. Ведь даже в 1986 году технически создать фантастический мир на экране, да еще и такой, где каждая деталь имеет значение, оживает, перевоплощается, исполняет свою миссию, было непросто: прогресс хоть и шел вперед, но не слишком быстро.

У каждого героя в фильме есть и достоинство, и недостаток, а также цель, которая по законам драматургии в хорошей картине изменилась у него к концу истории. Так, хромой трусливый гоблин-карлик Хогл, выполнявший приказы короля Гоблинов, преодолел свой порок и встал на защиту Сары. А застенчивое йети по кличке Людо постепенно раскрылось, обрело друзей и перестало пугаться всего на свете. Повзрослела и главная героиня: из истеричного, ранимого подростка, который хотел избавиться от плачущего брата, она превратилась в смелую девушку, способную пройти все испытания, чтобы вернуть ребенка домой.
Сценарий картины продуман до тончайших мелочей. Недаром Хичкок говорил, что для создания великого фильма «необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий».

Но сценарий — не единственное достоинство «Лабиринта». Замечу, что картина относится сразу к нескольким жанрам (приключенческий фильм, семейный фильм, фэнтези и мюзикл). И было бы удивительно, если фильм, в котором снялся Боуи, не был бы наполнен великолепным музыкальным содержанием. Известно, что он получил сценарий еще во время тура в 1983 году, в США. С самого начала Боуи понравилась идея, и он принял активное участие в создании фильма: выступил в ней не только как исполнитель роли Джарета, но и как композитор.

И, наконец, нельзя не упомянуть его блестящую актерскую игру. Вообще, Боуи насколько музыкант, настолько и актёр. Он был многогранной личностью и мог органично исполнить любую роль: от Понтия Пилата у Скорсезе до Николы Теслы в у Кристофера Нолана.

Среди режиссеров существует мнение, что ценным свойством актёрского таланта может служить качество «моль, никакой», то есть любой. Когда артист способен полностью раствориться в своём персонаже, забыв о себе самом. И Боуи, безусловно, отвечал этому требованию во всех сыгранных им картинах, несмотря на свою мощную, всепоглощающую энергетику. Так, в «Лабиринте» перед нами предстал харизматичный король гоблинов, ловко жонглирующий хрустальными магическими шарами. Ничего общего с ранними сценическими образами или предыдущими киноролями. Абсолютно другой, новый персонаж. К слову, прическа Джарета вошла в десятку лучших причесок фильмов по версии The Contentenders, причём заняла в этом рейтинге 2-е место. Великолепно справилась с ролью и юная Дженнифер Коннелли: не переигрывая, с каждым эпизодом все сильнее заманивая зрителя с собой в лабиринт, вызывая у него поддержку и сочувствие.

Отдельного внимания заслуживает игра кукол. Ведь каждая из них была сделана специально с учётом исполняемой роли. На создание пультов управления и других устройств для того, чтобы привести в движение не только их тела, но и мимику, понадобилось более года. Актёрам пришлось тренироваться, чтобы слаженно управлять персонажами: например, для создания мимики Хогла было создано 18 моторчиков, с помощью которых сразу 5 человек создавали нужные эмоции на его лице. Так что куклы сыграли не менее талантливо, чем Боуи и Коннелли.
Ловко вобрав в себя все составляющие успешной картины — крепкий сценарий, великолепную актерскую игру, умелую работу декораторов и художников, прекрасную музыку — «Лабиринт» стал фильмом, который и сегодня может составить конкуренцию современным фэнтези. Он до сих пор не растерял ни своего шарма, ни актуальности.

Создателям «Лабиринта» удалось выбить даже у такого снобистски настроенного современного зрителя, как я, слезу умиления и благодарности спустя 30 лет после выхода картины на экраны. А может даже и вернуть, хотя бы ненадолго, веру в чудо и силу Добра.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda