ЕЛЕНА ЧЕРЕЗОВА | 1 ФЕВРАЛЯ 2021

ГОЛОС ЛУНЫ: ПОСЛЕДНЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Финальная и самая личная шутка великого итальянского маэстро, заново пересобирающего образы из собственной памяти

ГОЛОС ЛУНЫ: ПОСЛЕДНЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ

ЕЛЕНА ЧЕРЕЗОВА | 01.02.2021
Финальная и самая личная шутка великого итальянского маэстро, заново пересобирающего образы из собственной памяти
ГОЛОС ЛУНЫ: ПОСЛЕДНЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ
ЕЛЕНА ЧЕРЕЗОВА | 01.02.2021
Финальная и самая личная шутка великого итальянского маэстро, заново пересобирающего образы из собственной памяти
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Федерико Феллини
Страна: Италия, Франция
Год: 1990

Специально к выходу отреставрированной версии фильма Федерико Феллини «Голос луны», которая уже идет в кинотеатрах, мы с ПилотКино представляем текст о ленте, ставшей последней в карьере автора «Сладкой жизни» и «8 с половиной».
Ты настолько же хорош, насколько хороша твоя последняя… шутка, работа, роль? В случае Федерико Феллини — все вместе теоретически и «Голос луны» практически.

Прежде чем запустить мод «игра в бисер» закроем все важные вопросы, которые касаются ленты, поставленной по произведению Эрманно Каваццони. Зачем смотреть? Чтобы прощупать, до крайней степени умиления прочувствовать автора, зрелого и вечно молодого душой Феллини. Как смотреть? На бодрую голову? Совсем нет, ибо «Голос луны» — это миф, привидевшийся художнику, и воспринимать его нужно в уязвимом положении духа. В состоянии бессонницы? Тоже нет. Это грозит потерей интереса и безнадежным переутомлением. Противоречиво? Конечно, а какой сон не соответствует этой чудесной характеристике?

Итак, по сюжету картины, адаптированному Туллио Пинелли («Дорога», «Ночи Кабирии»), префект Гоннелла (состоятельный Паоло Вилладжо) и мальчик Иво Сальвини (в теле Роберто Бениньи) бродят по окрестностям долины реки По и слышат голоса.
Иво безнадежно влюблен в девушку по имени Алдина (вылитую Джульетту Мазину), Гоннелла находится под опекой своей спутницы, герцогини Альбы. Вместе и в одиночку они отстраняются от травматического влияния реального мира, скитаются по пастбищам, прислушиваются к колодцам, попадают на праздник клецок, подпольный рейв и ностальгируют то ли по воспоминаниям, то ли по мечтам. Иво, застрявший в детстве как во сне, фантазирует, любит вспоминать, радуется грозе, гуляет по крышам, пытается различить голоса, доносящиеся до него из колодцев, и считает, что под кроватью очень красиво, ведь оттуда виден огонь. Гоннелле везде мерещатся заговоры, он рационализирует, разочарован в молодом поколении и, кажется, постепенно сходит с ума.

Иво — мир молодой и впечатлительный (это Феллини), а Гоннелла — мир стареющий и параноидальный (это тоже Феллини). Персонажи отделены сюжетно от прочих, они активны и очевидны. Хотя на самом деле более всех самого режиссера напоминает флейтист, живущий прямо на кладбище, закопавший свой инструмент под землю и ждущий прихода неминуемого, сожалеющий только о том, что ему так и не достались радость, спокойствие и забвение.
Текст Эрманно Каваццони называется «Поэма о лунатиках», и в аннотации к ленте, к примеру, на «Кинопоиске», ее герои описываются именно как лунатики. Не представляя возможности сделать профессиональное заключение, все же, предположу — никакие они не лунатики.

Феномен автоматического совершения действий во время сна (лунатизм) предполагает разделение мира на внешний, испытывающий влияние неосознающего свое положения лунатика, и внутренний, спящий. В «Голосе луны» нет никакого мирарасщепления. Ибо не спят и действуют осознанно там все персонажи. Да и сами сны больше похожи на воспоминания, искусно вплетенные в полотно фильма.

Способствовал такому впечатлению один из излюбленных приемов режиссера, усиливающий ощущение нереальности от происходящего. Феллини просил актеров на площадке произносить вслух случайные фразы, а потом на этапе озвучки перекрывал их репликами из оригинального сценария. Иллюзию «Голоса луны» также поддерживает слом четвертой стены и взгляды персонажей, направленные в камеру, кажется, намеренно не вырезанные.
В беседе Федерико Феллини с Джованни Граццини (источник — «Феллини о Феллини», 1984), режиссер жаловался на бессонницу, нестабильную память, говорил об отсутствии необходимости рационально осмыслять отношения с действительностью (ведь, как говорит герой финального аккорда великого итальянского мистификатора, «ты не должен понимать»), фильмах как откровениях, возможности познания, которая заключается только в познании самих себя.

«Уже не помню точно, кто сказал, что, так же как отдельный человек посредством снов выражает таинственную, неисследованную часть самого себя, которая относится к бессознательному, людская общность, человечество делает это посредством творчества художников. <...> Разве может иссякнуть, может иметь границы подсознание? Разве могут кончиться сны? Деятельность мозга видящего сон человека, которая кажется автоматической, у художника преобразуется в определенную технику, в язык художественного выражения, в символику, и художник видит в своем творчестве определенный способ, манеру упорядочить нечто уже существующее, стремится сделать его как можно более впечатляющим для эмоционального и интеллектуального восприятия. Происходит обновление архетипа творчества, то есть переход от хаоса к космосу, от смутного и неуловимого недифференцированного к порядку, то есть к ясно выраженному, определенному, законченному. И еще: от подсознания к сознанию», откровенничает Феллини.

А кто же такая «луна» в таком случае? Сама жизнь! Мы подглядываем за Феллини, а его герои подсматривают за жизнью герметичного мира и тщетно пытаются его приручить. Луна в этом контексте — идеальное потустороннее, голос вдохновения, большая мечта, на которую уповает художник, последний оплот гармонии и покоя. Луне можно задавать вопросы, но на провокацию, заключенную в словах «Почему никто не объяснит нам, зачем мы нужны», она точно не ответит. Ее нельзя эксплуатировать, ей можно только любоваться.
«Голос луны» в моменте первого просмотра и в последующие разы фактически нового знакомства пересобирается как конструктор, типичная флюксус-коробка, наполненная типовыми, на первый взгляд непримечательными предметами, которые выстраиваются в галерею образов, типичных как для самого Феллини, так и для его поколения, Италии XX века. Тут есть и послевоенная безотцовщина, и иллюстрация отношений народа с Церковью, и пресловутый консьюмеризм (тиражируемые скульптуры, одушевляемые стиральные машины и огромные телевизоры), и чего только еще не. Даже Майкл Джексон с Иоганном Штраусом мелькнули зацикленным ритмом, между прочим, в рамках одного и того же эпизода (с рейвом!).

Многочисленные персонажи, метафоры, знаки появляются, а потом исчезают, следуя какой-то субъективной логике. И здесь понятно, от какого конкретно субъекта она исходит. «Никто не знает, куда девается музыка, когда она смолкает», — говорит Иво. «Лукавите, маэстро», — отвечаем мы.

В сновиденческом мире Феллини нет никакой иерархии, а конструирует его импровизация, родившаяся из короткого сценария и экспериментального подхода режиссера: напомним, актеры заранее не знали, что произойдет с их героями, их не угнетали текстом. «Голос луны» — отложенный во времени хеппенинг, запечатленный на камеру, мотивирующий зрителя самостоятельно продуцировать образы и додумывать пробелы.
«Голос луны», получивший в свое время три награды престижной премии Донателло, — последний фильм Федерико Феллини, в очередной раз им не пересмотренный, поток ни на секунду не останавливающегося сознания режиссера. «Голос луны» — не о том, как думает художник вообще, а о том, как думает конкретно Феллини. Или даже так: о том, как Феллини думает, как он думает.
Редактор: Лена Черезова
Главный редактор журнала «Кинотексты»
Источник фото:
www.kinopoisk.ru/film/13849/
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda