РУЗАННА АРУШАНЯН | 5 ИЮЛЯ 2024

ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА: О СИЛЕ ЛЮБВИ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОГО ЗЛА

«Это простая история, но ее нелегко рассказать. В ней, как в сказке, много горя, и, как сказка, она полна чудес и счастья».

ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА: О СИЛЕ ЛЮБВИ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОГО ЗЛА

РУЗАННА АРУШАНЯН | 05.07.2024
«Это простая история, но ее нелегко рассказать. В ней, как в сказке, много горя, и, как сказка, она полна чудес и счастья».
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА: О СИЛЕ ЛЮБВИ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОГО ЗЛА
РУЗАННА АРУШАНЯН | 05.07.2024
«Это простая история, но ее нелегко рассказать. В ней, как в сказке, много горя, и, как сказка, она полна чудес и счастья».
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Роберто Бениньи
Страна: Италия
Год: 1997

«Жизнь прекрасна» режиссера Роберто Бениньи — уникальная картина. Во-первых, в кинематографе не так много примеров, когда за два часа экранного времени резко чередуются три разных жанра: от комедии и мелодрамы до военного фильма. Во-вторых, в ней исполнитель главной роли, сценарист и режиссер — один человек. В-третьих, сразу после выхода лента получила широкое международное признание. В 1998-м ей был присужден Гран-при Каннского кинофестиваля, а через год она была представлена на премии «Оскар» в семи номинациях: две статуэтки получил Роберто Бениньи как лучший актер и как режиссер лучшего иностранного фильма, награду за музыкальное сопровождение взял композитор Никола Пьовани.

Но в чем же самобытность и уникальность этого фильма?
История начинается с того, что в итальянской деревне находчивый и веселый Гвидо встречает учительницу Дору, которая буквально падает на него с небес — вернее с чердака, под взмахи крыльев белых голубей. Герои влюбляются друг в друга с первого взгляда. Дора оставляет богатого жениха, выходит замуж за Гвидо, у них рождается сын Джозуэ. Фильм кажется легким, шутливым, местами даже наивным.

Однако предзнаменования грядущего ужаса (на дворе 1939 год) не ускользают от внимания зрителя, и он чувствует, что тотальное зло под названием фашизм навсегда изменит жизнь героев. Но сам Гвидо этого пока не ощущает: примечательна сцена, где он приходит в школу к Доре на урок о «высшей расе». Он разыгрывает настоящее представление: с иронией рассказывает ученикам про свои «идеальные уши», «идеальный пупок», наглядно демонстрируя, какой это все абсурд, высмеивая фашистскую идеологию. Но Гвидо еще не понимает, что «отшутиться» не получится — совсем скоро он столкнется с жестокой реальностью.

Судьба Гвидо меняется в одночасье. Его отправляют в концлагерь вместе с сыном. Гвидо — еврей по национальности. Итальянка Дора добровольно следует за семьей.
Безусловно, трагический опыт выживания в концентрационных лагерях много раз был описан и осмыслен. Особенно популярна книга австрийского психиатра и психотерапевта Виктора Франкла «Сказать жизни "Да!": Психолог в концлагере». В ней он описывает три года, которые провел в лагерях смерти, и делится важным наблюдением: шансы на выживание были выше у тех узников, которые находили собственный смысл в том, что с ними происходит, верили в будущее, старались сохранить внутренний мир и рассудок, делали что-то по своей инициативе.

В основе сюжета фильма Бениньи тоже лежит книга — автобиография Рубино Ромео Сальмони — итальянского еврея, узника Освенцима, которому удалось выжить. И режиссер предлагает совсем другой способ борьбы со злом — игру.

Так, Гвидо рассказывает своему ребенку, что в концлагере все находятся лишь для того, чтобы выиграть приз — настоящий танк. А чтобы выиграть, нужно не плакать, не просить хлеба, не попадаться на глаза надзирателям; словом, соблюдать все правила.

В результате участие в игре становится психологическим спасением для обоих. Она не просто «отвлекает» Джозуэ от чудовищных реалий концлагеря, но и позволяет ему пройти через все это.
Гвидо успевает даже в самый критичный момент, когда оказывается под дулом немецкого автомата, позаботиться о сыне. «Клоунская походка», улыбка и подмигивания прячущемуся от надзирателей сыну.

«Вот какую жертву принес мой отец! Вот какой подарок он для меня сделал!» — говорит закадровый голос уже взрослого Джозуэ.
Бениньи показывает, что мужество может проявляться по-разному и принимать разные формы. И даже такой человек, как Гвидо, маленький, смешной, со взъерошенными волосами, может оказаться настоящим воином. Недаром в фильме звучит фраза: «Все, что нам нужно, уже есть внутри нас». Жизнелюбие, которое сопровождает Гвидо на воле, помогает ему выиграть неравный бой с фашистской машиной зла.

Конечно, у этого фильма есть и недочеты: когда он фактически собирается воедино одним человеком, сложно не допустить их. Местами в нем «провисает» режиссура. Критики считают первую его половину несколько затянутой и слабоватой, в отличие от обеих частей трагикомедии Чарли Чаплина «Великий диктатор», с которой у картины Бениньи есть очевидные сходства (вплоть до мельчайших отсылок, как-то, что номер на тюремной робе Гвидо соответствует номеру на униформе узурпатора Аденоида Хинкеля).
Но эти огрехи компенсируют блестящая операторская работа, качественные декорации, великолепные итальянские пейзажи, трогательная музыка и не менее блестящая игра актеров. А главное — посыл. Ведь, в первую очередь, это картина о человеческом духе.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda