АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 13 АПРЕЛЯ 2023

МГЛА: КРЫСИНЫЕ БЕГА В МНОГОЭТАЖКЕ

Гийом Никлу экспериментирует в жанре триллера, взяв за основу популярный остросоциальный сюжет; результат весьма неоднозначный

МГЛА: КРЫСИНЫЕ БЕГА В МНОГОЭТАЖКЕ

АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 13.04.2023
Гийом Никлу экспериментирует в жанре триллера, взяв за основу популярный остросоциальный сюжет; результат весьма неоднозначный
МГЛА: КРЫСИНЫЕ БЕГА В МНОГОЭТАЖКЕ
АРТЕМИЙ ПЯТАКОВ | 13.04.2023
Гийом Никлу экспериментирует в жанре триллера, взяв за основу популярный остросоциальный сюжет; результат весьма неоднозначный
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Гийом Никлу
Страна: Франция
Год: 2022

Франция, наши дни. Жильцы случайной многоэтажки готовятся провести очередной день, ничем не отличающийся от предыдущих — одни спешат на работу, другие беспечно строят планы на будущее, пока в их судьбу не вторгается нечто. В один момент дом окутывает беспросветная тьма. У неведомой материи отсутствует запах, она не издает звуков и пока еще не проникает в саму постройку. Но есть обстоятельство, пугающее людей сильнее, чем необъяснимость природы этого мрака — он бесследно поглощает все, что с ним соприкасается.
Автор «Мглы» Гийом Никлу может по праву считать себя специалистом широкого профиля. К моменту съемок нового фильма он успел поработать в кино и в качестве актера, и режиссера, и сценариста. А если говорить непосредственно о режиссерском поприще, то француз не зацикливался на одном жанре — снимал криминальные триллеры, драмы, бывало брался и за комедии.

В числе актеров, поработавших с Никлу, можно встретить Марион Котийяр, Монику Беллуччи и Катрин Денев, а также Ванессу Паради, Изабель Юппер, Жерара Депардье и Гаспара Ульеля. В разные периоды работы, его фильмы участвовали и в Каннском и Берлинском кинофестивалях. Хоть наград автор пока не сыскал, но интерес жюри и критиков к его работам всегда имел место.

Новая картина режиссера добралась, разве что, до Sitges Film Festival — правда, как уехала туда в качестве номинанта на премию, так им и вернулась. Концептуально «Мгла» не преподносит зрителю ничего нового: люди, оказавшиеся в заложниках у неведомой силы, выживают и демонстрируют свои самые низкие качества. В скором времени «дружное» товарищество собственников разбивается на лагеря, по большей части опираясь на расовый признак. Так многоэтажный дом оказывается метафорой общества и паразитирующей в нем жестокости и безответственности — метко, но никак не ново. Мгла же здесь — нечто непостижимое и бесконечное, бездна неизвестности, окружающая нас. Конфликт состоит в том, что соприкосновение с неизведанным влечет за собой распад общества на атомы. Вместо единения — разобщение, которое не обходится без последующей борьбы за территорию.
Какой бы исключительной и авторской не старалась показаться идея, заявленная Никлу в фильме, сопоставлений с собратьями по теме ему не избежать. Первым в очереди конечно окажется «Мгла» Фрэнка Дарабонта по одноименной книге Стивена Кинга, а за ней последуют и недавняя «Платформа» Гастелу-Уррутия, и «Сквозь снег» Джун-хо, и «Высотка» Бена Уитли. В сравнении с ними нового взгляда на антиутопичный сюжет Никлу не преподносит.

Автор отказывается от исследования темы разложения социума и человека, как личности, а в скромные полтора часа хронометража укладывает события трех временных отрезков. Все периоды берут начало cо дня погружения во тьму: несколько месяцев, пару лет и пятилетка. Первый констатирует саму катастрофу и грядущую раздробленность общества. Последующие же сплошь посвящены криминалу. По неизвестным причинам своих героев Никлу оставляет без какого-либо развития — ни один из представленных не эволюционирует. Здесь сплошь инволюция, причем оперативная, герои быстро и безапелляционно разбиваются на касты. Они словно годами ждали этой тьмы в надежде погрузиться в атмосферу беззакония и применить на практике первобытные инстинкты.

Чередование разборок и томных диалогов тех, кто уже оказался в стадии тотального принятия обстоятельств, подводит зрителя к предсказуемо безысходному финалу. А после тьма и титры. Смерть — с наступлением которой ничего не чувствуешь.
В поисках смыслов можно задаться целью и сопоставить новую работу режиссера с его ранним творчеством. Но чем дольше изучаешь факты и углубляешься в фильмографию, тем необъяснимее становится возникновение в ней «Мглы» — фильма, на первый взгляд, привлекательного, но недоработанного и недоосмысленного. Некогда режиссер, рассказывая о своем проекте «Монахиня», заверил, что та картина стала для него работой всей жизни, и берет она свое начало чуть ли не с подростковых лет кинематографиста. Сказать того же о «Мгле» язык не поворачивается.

Есть вероятность что за новым фильмом скрывается жажда Никлу к экспериментам и искреннее желание найти себя и развить в конкретном жанре. Однако состоявшийся опыт можно признать неоднозначным — «Мгла» представляется слишком сдержанным триллером, снятым с прицелом на остросоциальность, но абсолютно беззубым в своем итоговом виде.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda