АННА КУРОХТИНА | 7 СЕНТЯБРЯ 2021

ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ: МАЛЫШКА ПИАФ

Байопик о жизни драматичной французской исполнительницы с птичьим нравом

ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ: МАЛЫШКА ПИАФ

АННА КУРОХТИНА | 07.09.2021
Байопик о жизни драматичной французской исполнительницы с птичьим нравом
ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ: МАЛЫШКА ПИАФ
АННА КУРОХТИНА | 07.09.2021
Байопик о жизни драматичной французской исполнительницы с птичьим нравом
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Оливье Даан
Страна: Франция, Великобритания, Чехия
Год: 2007

Эдит, Эдит. Прекращение гадкого утенка с прекрасного лебедя. Или воробушка? Она боролась за возможность жить каждое мгновение.

«Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана — биографическая картина жизни Легендарной и Несчастной Эдит Пиаф в представлении режиссера-француза. Роль Эдит исполнила Марион Котийяр, впоследствии получившая Оскар за лучшую женскую роль в этом фильме.

До просмотра «Жизни в розовом цвете» я совершенно не знала о горестях и радостях известной певицы, песни которой можно слышать в множестве французских фильмов, снятых после 1960-го года. Они стали негласным символом влюбленности. Влюбленности в людей, в Париж, во все вокруг.
Не зная, что «La Vie en Rose» — песня, можно принять название фильма за ироническую насмешку. Вопреки ему, жизнь Эдит Пиаф, а до выступлений в кабаре, Эдит Джованна Гассьон, зачастую была лишена очаровательных розовых оттенков. Пребывание в бедности среди трущоб было «приукрашено» равнодушием родительницы. Годы в борделе среди работниц — отец Эдит приводит дочь к своей матери, хозяйке публичного дома, за неимением иного жилья. Чудесные гетеры окружили юную красавицу, желая восполнить ей недостаток материнского внимания.

Совсем ребенком она стала выступать на улицах и в цирке, подобно своему отцу-акробату. Эдит лишилась детства. Образ жизни и неблагополучная семья стали причиной для выхода на работу в те годы, когда девчонки-ровесницы бегали по улицам и вкушали неповторимую беспечность детства. Та же жестокая участь постигла и ее младшую сестру Момону. Несчастье сплотило сестер в юности, и они стали поистине близки — совместный заработок на улицах, забота друг о друге и глубокая привязанность до самой смерти.

Маленькая красотка с большим грустными глазами и аккуратными губками-клювом привлекла внимание владельца кабаре Луи Лепле, увидевшего ее среди серых пейзажей Монмартра. «Пиаф» — именует ее Лепле. Это означает «воробушек» на парижском арго. Эдит становится Малышкой Пиаф. Под этим именем начинается ее сценическая карьера.
Кроме внешности Малышка Пиаф имела птичий характер: гордость с небольшим высокомерием и колкий язык. В барах, в ресторанах, среди друзей и любовников она была говорлива и знала себе цену.

Примечательно, что именно воробьи видят мир в оттенках от розового до фиолетового из-за особого строения нервных окончаний в сетчатке глаза. Ах, маленький воробушек, видишь ли ты всю свою жизнь в розовом цвете?

Череда трагедий продолжают преследовать ее — Момону забирают в общежитие, Лепле убит выстрелом в голову, подозрения пали на нее. Общественное неприятие в кабаре вынуждают ее покинуть сцену «Жернис».

Знакомство с поэтом Раймоном Ассо и его наставничество дают Пиаф толчок к развитию в вокале, он учит ее артистизму и театральности исполнения песен. Именно благодаря Ассо мир увидел ту Эдит Пиаф, которая известна нам сейчас. С томным взглядом, завораживающей жестикуляцией тонких рук и чарующим голосом. Уже не Малышка Пиаф, а Эдит Пиаф. Женщина, по которой сходят с ума!
Фильм проникнут истеризмом чувствительных женщин. Юная проститутка Титин безудержно кричит, когда маленькую Эдит увозят с публичного дома, Момона плачет и ругается в руках у полицейского, пришедшего забрать ее у сестры. Именно Пиаф предстает квинтэссенцией эмоциональной неуравновешенности — упивается слезами в гримерках за считанные секунды до триумфального выступления, крушит квартиру в поисках подарка для уже погибшего возлюбленного, отказывается петь без католического крестика на шее.

Религиозность Эдит объясняется чудесным исцелением в раннем детстве. Шестилетняя девочка просила у святой Терезы вернуть ей зрение, потерянное при заболевании кератитом. Через шесть дней после паломничества к святой она прозрела. В течение всей жизни она оставалась католичкой и обращалась к Терезе с молитвами и благодарностями.

Окруженная как поклонниками, так и ненавистниками, которые нередко сгорали от зависти к обворожительному голосу, Эдит была одинока. Она лишилась родительской любви слишком рано. Во взрослой же жизни она не удовлетворялась любовью расположенных к ней мужчин, хоть и была дважды замужем.
Монтаж фильма ломает хронологическое повествование. В одном кадре трехлетняя крошка плачет от страха и беззащитности, в следующем — эта же девочка, но уже на десятилетия старше, изнемогает от болезни и приближающейся смерти. Такое повествование придает фильму ощутимый объем.

Нестандартность художественных решений отражается в изображении режиссером эпох жизни Эдит Пиаф. 1960-е выглядят так же, как и 1920-е. Те же дома, та же мода, те же люди. Заигрывание с временем и пространством своеобразно вводит Эдит в состояние вневременного существования.

Алкоголь и наркотические вещества поражали и вводили в зависимость сотни знаменитостей — слава, деньги и возможности опьяняют. С юности Эдит напивалась вином из горлышка бутылки от отчаяния и для смелости перед публичными выступлениями перед уличными зевак. С первыми лучами славы пришел более крепкий и доступный алкоголь, а многочисленные попадания в больницы от перенапряжения и вследствие автомобильных катастроф сопровождались уколами морфия, зависимость от которого поразила Эдит на несколько лет.

Зависимость, какой бы она ни была, разрушает. Поистине власть над Эдит была у пения. Она не могла не петь. Необходимость прервать концерт ради собственного психического и физического здоровья вызывали лишь новый порыв истерик и рвение на сцену. Такой акт благородства в желании давать людям возможность слушать ее голос, в котором, по словам Марлен Дитрих, есть вся душа Парижа. Самопожертвование привело к многочисленным болезням — цирроз в сочетании со склерозом сделали из темноволосой femme fatale почти немощную женщину на грани смерти в далеко не преклонном возрасте. Ей было всего 47.
Финал картины вызывает меланхолические чувства. Эдит находится в доме в Провансе и совсем не боится смерти. К ней приезжает американская журналистка с целью взять небольшое интервью. Вопросы о жизни, любви и вере раскрывают Пиаф не как певицу и не как обаятельную женщину, а как личность, которая смогла пережить трагедии и радости, и стать собой. Находясь в предсмертной агонии, она вспоминает свою жизнь, но ни о чем не жалеет. «Non, je ne regrette rien» становится гимном Эдит и самой известной песней в ее исполнении. Выступление с этой песней на ее последнем концерте в театре города Лилль становится la fin фильма и своеобразным концом жизни Пиаф. Вместо последнего вздоха француженки мы видим как она живет и отказывается умирать.

И живет в нашей памяти и сердцах.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda