НАСТЯ РОМАНОВА | 17 МАЯ 2021

ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ СМОГ СПУСТИТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ

Композиционно разорванная проникновенная история о гениальном музыканте, которого никогда не было на terra firma, но который предпочел бесконечно ласкать перчатками пальцев лощеные клавиши рояля, качаясь на волнах океана

ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ СМОГ СПУСТИТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ

НАСТЯ РОМАНОВА | 17.05.2021
Композиционно разорванная проникновенная история о гениальном музыканте, которого никогда не было на terra firma, но который предпочел бесконечно ласкать перчатками пальцев лощеные клавиши рояля, качаясь на волнах океана
ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ СМОГ СПУСТИТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ
НАСТЯ РОМАНОВА | 17.05.2021
Композиционно разорванная проникновенная история о гениальном музыканте, которого никогда не было на terra firma, но который предпочел бесконечно ласкать перчатками пальцев лощеные клавиши рояля, качаясь на волнах океана
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Джузеппе Торнаторе
Страна: Италия
Год: 1998

Джузеппе Торнаторе — режиссер, творчество которого построено на воспоминаниях. Лучший его фильм, «Кинотеатр Парадизо», основан на воспоминаниях отца (здесь освещены 30-е — 50-е годы, частично охвачена Вторая мировая война). На такой же периферии грандиозных событий века живет и «Малена». А вот «Легенда о пианисте» снят по монопьесе Алессандро Барикко «Novecento» («1900»).

Сюжет фильма начинается в первый день 1900-года на трансатлантическом лайнере «Вирджиния», где совершенно случайно обнаружили коробка из-под лимонов. Казалось бы, ну что там может быть интересного помимо какого-нибудь груза. При ближайшем рассмотрении оказалось, что в ней запрятан новорожденный малыш, оставшийся совершенно без присмотра. Ошеломленный экипаж лайнера счел это неким подарком свыше и решил оставить его при себе, воспитывая и наставляя в пределах безостановочно курсирующего между Америкой и Европой корабля. Шли годы, мальчик стал юношей, а затем и молодым мужчиной. И каждый кто хоть раз ступал на борт «Вирджинии», знал, что ему просто необходимо посетить местный ресторан, где заправляет отнюдь не элитный кок, а милый пианист, известный под чудаковатым именем Дэнни Будманн Т. Д. Лемон 1900-й (Тим Рот), то есть тот самый найденыш, вместе с которым начался новый век. Став самым настоящим символом лайнера, герой ни разу не ступал на почву, оставаясь преданным своей обширной семье.
Разумеется, в фильме о музыке, главнейшая роль отводится композитору. Именно вокруг музыки выстраивается сюжет, складывается поведение, манеры героев. Оскароносный Эннио Морриконе создал целый мир, или, вернее, заполнил целый корабль животворной музыкой. Часто бывает так, что музыкальные отрывки, то и дело сменяющиеся на всем протяжении фильм утомляют, иногда в них просто не успеваешь вслушаться. В «Легенде о пианисте» все иначе. Композитор будто маг, заколдовывает слух, с великим нетерпением ждешь следующего музыкального экспромта. Именно экспромта, т.к. музыка настолько легка и непринужденна, что складывается впечатление, что она возникает ниоткуда и сама собой.

Таинственным образом 1900-ый открывает в себе фантастические способности прирожденного пианиста, словно тот рояль, на котором его нашли, посвятил героя в таинство музыки, живущей в недрах инструмента и научил управлять своими клавишами так, что не знавшие годы напряженных экзерсисов пальцы могли рождать бесконечное кружево чистейших звуков, моментально завораживающих изумленных слушателей.

Звуков непохожей на реалии жизни века красоты, ровесником которой довелось стать пианисту. Перед его глазами мелькали тысячи людей, мечтающих обрести новую родину и начать жизнь с чистого листа в Вавилоне наших дней. Но у каждого что-то осталось позади. И это что-то порой не поддается забвению, мешая сделать последний, решающий шаг к новой, но неизвестной судьбе. Ведь в «бетонных джунглях» Нью-Йорка, в отличие от океанского простора, не видно края, а значит и нет ориентира в запутанном и бесконечном лабиринте улиц.
Рассказчик, Макс Туни, друг главного героя, в конце концов понял важную истину — Новеченто не дитя корабля, он будто бы и есть сам корабль. Герой также как и корабль покрывается ржавчиной, теряет величественный вид и выходит в тираж. Он живет в своем милом безопасном замкнутом мире, а что увидится ему на берегу? У пианиста есть уникальная возможность не сходить на берег и не видеть как, американская мечта пассажиров корабля разбивается будто волны о подножие Статуи Свободы. Также как и его собственная. Зачем ему покидать сказку, которая уже стала былью?
В этом русле «Легенда о пианисте» — трогательная, композиционно разорванная — словно ритмы джаза — притча, красивая и проникновенная история, мастерски скроенная из то интригующих, то погружающих в фортепианный анабиоз (например, эпизод изнуряющей импровизации) лоскутов сюжета о природном, и словно бы данном свыше непревзойденном пианизме человека, которого никогда не было на terra firma, но который предпочел бесконечно ласкать перчатками пальцев лощеные клавиши рояля, качаясь на волнах океана. И в конце 1900-й играет пустоту, вспенивает пространство музыкой души и внутренней чистоты. Торнаторе показывает, что инструмент и не важен вовсе, он предназначен только для того, чтобы транслировать частоты и ритмы потустороннего в эфир посюстороннего. Безликий маэстро и безымянный талант, бескорыстный гений и творческий аскет, притянутый к фортепиано магнитом высших сил, любящий и хранящий искусство и музыку исключительно в себе. Гений, не сознающий своей гениальности; мудрец, не сознающий своей мудрости. Красочные художественные образы и умные кинематографические приемы тонко передают поучительное противопоставление океана как артефакта вечности и индустриальной цивилизации как искусственно взращенной опухоли на теле природной чистоты. Грамотные диалоги и самозабвенная игра Тим Рота очерчивают границы возможностей каждого отдельного человека, рисуют картину нежелания личности сломаться в каменных джунглях Нью-Йорка.
Фильм Торнаторе - это сказка, прекрасный обман, наваждение. Режиссёр настолько легко и естественно погружает зрителя в ирреальный мир, что трудно в конечном итоге остаться равнодушным, ведь эта легенда - как в реальности, так и на экране нашла подход даже к самым чёрствым сердцам. Всех манит хотя бы любопытство, испытать свое сердце волшебной музыкой и хоть один раз взойти на борт этого корабля и услышать чарующую игру фортепиано Новеченто и отвлечься от бушующего за бортом шторма.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda