АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 8 СЕНТЯБРЯ 2019

СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ: ТЕМНАЯ СТОРОНА ПОВСЕДНЕВНОСТИ БОГЕМЫ

Вера, быт и повседневность богемы в классическом фильме Федерико Феллини с Марчелло Мастроянни в главной роли

СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ: ТЕМНАЯ СТОРОНА ПОВСЕДНЕВНОСТИ БОГЕМЫ

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 08.09.2019
Вера, быт и повседневность богемы в классическом фильме Федерико Феллини с Марчелло Мастроянни в главной роли
СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ: ТЕМНАЯ СТОРОНА ПОВСЕДНЕВНОСТИ БОГЕМЫ
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 08.09.2019
Вера, быт и повседневность богемы в классическом фильме Федерико Феллини с Марчелло Мастроянни в главной роли
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Федерико Феллини
Страна: Франция, Италия
Год: 1960


Развалины истории. Рабочие строят новую жизнь, их души изношены. В первых кадрах фильма статуя Христа проносится над Римом - олицетворяет пропасть между верой и бытом.

«Сладкая жизнь» Феллини – карикатура на общество. У этих людей на первое место выходит богатство на показ и отсутствие морали. Встречи на один вечер, эгоцентричное стремление занять первое место на пьедестале высокомерия. Все устали друг от друга или от жизни в общем?
Харизматичный журналист Марчелло вращается в «сливках» общества и набрасывает статейки для желтой прессы. Его работа становится путеводителем в жизнь людей без забот и проблем. Их единственная печаль – преследования фоторепортеров и раскалывающаяся от похмелья голова.

В фильме нет четких разграничений между действующими лицами и рассказчиком. Мы становимся свидетелями определённого момента из жизни героев. Нет предыстории и ярких сюжетных поворотов. Зато есть почти 3 часа повествования, 80 съемочных локаций, сотни актеров. Мы видим настоящий Рим. Спросите любого из героев, чем им запомнился предыдущий день – они пожмут плечами и потянутся за другим бокалом виски или «Мадам Клюко». Им важно то, что происходит сейчас. А сейчас – не происходит ничего. Герои отчаянно пытаются развлечься, называют каждого своим другом и заводят разговор о душевных переживаниях. Все равно их никто не слушает. Главное не услышать ответ, а ощутить себя частью общества.
Рим на контрастах, да и просто Рим – страсть Федерико Феллини. И его любовь воплотилась в «Сладкую жизнь». В 1960 году картина получила Золотую пальмовую ветвь, затмив работы Микеланджело Антониони и Ингмара Бергмана. Интерес к фильму подогрел и запрет на его просмотр Римской католической церковью в странах, где католическая религия доминировала. Церковь усмотрела критику в свой адрес и отсылки к тексту о Втором пришествии Христа. В Испании в широкий прокат он вышел спустя 15 лет с момента релиза.

Полупустые мизансцены сменяются кадрами улиц, забитыми бедняками или элитой . Этот режиссерский ход позволяет вздохнуть с облегчением, а, затем, окунуться в пучину однообразия развратной жизни.

Одна из тем, которая интересует Феллини – человек и человечность. Он помещает персонажей в религиозную обстановку. В начале фильма мелькает статуя Христа, которая символизирует слепую веру одних и абсолютный атеизм других. Затем наступает хаос и безумие. Затем Марчелло встречается с другом Штайнером в церкви – последний советует герою перестать писать в желтые газеты и обратиться к настоящему искусству.

Для Марчелло жизнь друга – образец. Большой дом, красавица жена, двое ангельских детей и богемные друзья. Может – это именно то, что нужно для счастья? Но первые тревожные ощущения возникают тогда же, при встрече в церкви. Штайнер играет на органе «Токката и фуга ре минор» Баха – звон инструмента разносится по пустым залам, становится вязкой материей, заполняет пространство. Беспросветное одиночество и печаль гложет исполнителя, но этого никто не видит. В целом, одиночество – болезнь всех героев ленты. Но ему здесь никто не уделяет внимания.

Кажется, сценарий и не писали вовсе, а просто пригласили актеров и сняли их в естественной среде. Без преувеличений и приукрашиваний.
Марчелло хоть и журналист, но в отличие от папарацци не лезет на рожон. Он предпочитает наблюдать за происходящим со стороны. В квартире его ждет невеста Эмма – именно она держит его на расстоянии от свободных от понятий нравственности богемы. Её любовь выкачивает энергию из Марчелло, раздражает и утомляет его. После встречи со Штайнером, Марчелло выводит Эмму в свет, присматривается и проверяет её. Эмма старается быть интеллигентной, заботливой, стоящей внимания. Однако, все напрасно. Эмма не вписывается в пазл, составленный в мыслях Марчелло. Главный герой предпочитает женщин свободных. Его внимание привлекает Мадалина – обитательница одного из «светских» ресторанов. После неудачи с Эммой он выбирает её в качестве новой пассии. Но она не бегает за мужчинами и верна разве что своим предубеждениям. Она признается в любви Марчелло и уходит с вечеринки под руку с другим. Легкая влюбленность рассеивается с первыми рассветными лучами.

После смерти Штайнера Марчелло отказывается от стремлений к великому. Теперь плана действий у него нет.

Он отправляетсяв путешествие по штормовому морю светских утех. Его ждут беспечные прогулки по старым поместьям друзей, пьяные вакхналии при приглушенном свете в гостиной, рассветы, закаты, набеги на пляж. Его и так все устраивает. Зачем что-то менять.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda