Люстрация — очищение жертвоприношением в древнеримской культуре — в основе своей содержит осознание собственной вины, внутренней нечистоты перед божествами. Как указывает Александр Энман в работе «Легенда о римских царях…», если провинилось целое общество, человек не заменялся жертвенным животным. В таких случаях принято было приносить в жертву чужеземца, плененного в сражении или просто оказавшегося неподалеку. Этот базовый страх перед Другим, лежащий в основе любой ксенофобии, в фильме выплескивается на странствующего пчеловода Поля. Кочевой образ жизни и парадоксальные мысли — уже достаточный повод для обвинения. Ведь если «Дядюшку Зиму» перед сожжением обвиняли в бродяжничестве, то сообщника найти проще простого.
Когда не сработает и это, обезумевшую Алис, продающую свое тело за еду и прочие чудеса цивилизации, омоют, облачат в белое платье и подвесят на дереве. Только тщетно и это. Может быть, слишком глубока вина человека, а жертвами он ее лишь увеличивает. Жертвами от малодушия, а не от единственного возможного взаимодействия с трансцендентным — уж точно.
Возможно, все это началось еще раньше. Тогда, когда Бельгия, а именно ее южная половина — Валлония (символом которой является, как ни странно, петух), была крупнейшим после Британии индустриальным регионом. Времена изобилия и довольства продлились недолго: вскоре местные фабричные технологии устарели, а земля оказалась выхолощена интенсивной добычей. Заброшенные шахты превратились в местную достопримечательность, железорудные карьеры поглотились лесом, став местом встреч подростков. Но истощенная природа помнит причиненные обиды. Она устала.
Но так ли важно это «здесь»? История универсальна для большей части земли человеческой. В любом уголке цивилизованного мира могло произойти то же самое (а скорее всего, происходит параллельно, оставаясь за кадром). Также задыхается в облаке нитратов мужчина, решивший надавить на и так измученную землю. Также расчеловечиваются оголодавшие, не справившись с испытаниями. И также ищут козла отпущения для искупления своей тотальной человеческой вины.
Корни происходящего можно попробовать найти и в другом. В ритуалах, которые определяли человеческую жизнь. Духи и боги не были мистической составляющей жизни, они были рядом, смотрели на тебя и шли рука об руку — с ними нужно было считаться. Время шло, и люди возвысились, отказавшись от поклонения нефизическим материям. Вместе с этим они утратили почтение и к земле, хищными ковшами вгрызаясь в ее плоть, разрушая жизненно важный сук, отравляя ксенобиотиками источник. Ритуалы стали условностью, светскими событиями. Обряд плодородия и противостояния смерти — просто веселый праздник с бесплатной выпивкой. Пей, пока пьется, а после, когда станет невыносимо холодно, будешь молиться. Но не потому, что Бог есть, а потому что есть хочется. Веры больше нет, есть лишь повторение по инерции необязательных культурных паттернов.
А может быть, дело совсем в другом. Может быть, и не стоит искать объяснений происходящего. Копаться в причинах — значит пытаться оправдать, найти правого и виноватого. Как будто бы такие понятия потеряли свою актуальность. Ясно лишь то, что искупительная жертвенность, присущая не только христианству, но и более дремучим верованиям, более не состоятельна. Сакральное невозможно, потому что после XX века более невозможен и адресат. А жертвоприношениями можно добиться лишь невозможности существования еще и людей.