АНТОН СМИРНОВ | 16 ЯНВАРЯ 2024

ИЛЛЮЗИОНИСТ: ГИБЕЛЬ ВОЛШЕБСТВА

Немногословное, глубокое и эмоционально насыщенное размышление о том, почему современному человеку больше не нужны никакие чудеса

ИЛЛЮЗИОНИСТ: ГИБЕЛЬ ВОЛШЕБСТВА

АНТОН СМИРНОВ | 16.01.2024
Немногословное, глубокое и эмоционально насыщенное размышление о том, почему современному человеку больше не нужны никакие чудеса
ИЛЛЮЗИОНИСТ: ГИБЕЛЬ ВОЛШЕБСТВА
АНТОН СМИРНОВ | 16.01.2024
Немногословное, глубокое и эмоционально насыщенное размышление о том, почему современному человеку больше не нужны никакие чудеса
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Сильвен Шомэ
Страны: Франция, Великобритания
Год: 2010

Конец 50-х годов ХХ века. Немолодой интеллигентный фокусник месье Татищев стремительно теряет популярность, но виной этому становится даже не он сам. Просто с наступлением новой эпохи и приходом музыкальных кумиров жанр иллюзионизма умирает, и все, что остается Татищеву — колесить по маленьким городкам и показывать свои скромные фокусы в каких-то пивнушках. В одном из таких заведений Шотландии он встречает совсем юную девушку Элис, которая работает уборщицей. Заметив, что ее обувь совсем прохудилась, Татищев покупает для нее новые туфельки, но обставляет покупку как волшебный трюк, чтобы девушка не чувствовала себя обязанной. В итоге Элис действительно воспринимает его благородный жест как самое настоящее волшебство и отправляется за ним в Эдинбург, надеясь, что он совершит для нее еще не одно чудо.
Сценарий этого анимационного шедевра, удостоенного премии «Сезар» и номинаций на «Оскар» и «Золотой Глобус» как лучший анимационный фильм, был написан французским актером, мимом и сценаристом Жаком Тати (он же Жак Татитщев) еще очень давно. Экранизировать его он не хотел, посчитав чересчур личным, однако появиться «Иллюзионисту» на свет помогла его дочь Софи. Она согласилась передать сценарий режиссеру Сильвену Шомэ после того, как постановщик обратился к ней с просьбой использовать сценку из фильма отца в своей первой полнометражной работе «Трио из Бельвилля». Тати писал историю о странствующем артисте и молодой девушке для себя и своей дочери, к тому же он задумывал ее реализацию в виде игрового кино. Смерть артиста не позволила ему завершить начатое. Софи очень хотела, чтобы труд отца обрел достойное воплощение на экране, но она не желала, чтобы фильм по сценарию Жака был игровым, с чем согласился и сам Шомэ:

Она не желала, чтобы фильм снят как-то иначе, кроме анимации, что я прекрасно могу понять. Было бы абсолютно нелепо, если бы кто-то играл роль Жака Тати.

Так на свет родилась почти бессловесная, тонкая, детально прорисованная и очень печальная притча, рассказанная с душой и сердечностью. Посредством множества важных и аккуратно подмеченных мелочей Сильвен Шомэ рассмотрел в ней целое разнообразие сложных жизненных ситуаций: от драмы невостребованности людей творческих профессий, толкающей многих на дно бутылки или даже в петлю, до трагедии исчезновения волшебства из жизни современного человека. Кто-то из зрителей может упрекнуть сценарий в предсказуемости, поскольку нам действительно с самого начала понятно, что счастливо это история завершиться не может. Однако основная прелесть и уникальная авторская интонация «Иллюзиониста» заключены отнюдь не в сложных сюжетных перипетиях или эффектных концовках, обещающих утешительное «все будет хорошо». Его главные инструменты воздействия — визуальная экспрессивность образов, верно уловленное настроение и трогательная грусть в каждом кадре, чему очень помогает идеально подобранный и абсолютно ненавязчивый саундтрек. Шомэ легко находит нужный ключик к сердцу самого разного зрителя, ведь он прекрасно понимает, что для самого искреннего диалога вовсе не нужны слова. Месье Татищев, как и многие персонажи, основанные на переживаниях личного опыта, получился исключительно живым и многогранным даже при кажущейся статике образа. Он предстает на экране и ходячим анахронизмом, что неуклюже достает кроликов из шляпы на фоне стремительно развивающегося прогресса индустрии развлечений, и тонко чувствующим творцом истинных чудес, способным привносить в чужую жизнь маленькие радости. Вот только этот щедрый гуманистический посыл, увы, совершенно не способны оценить представители циничного молодого поколения, как и осознать его подлинную значимость.
Очень иллюстративен в этом плане образ Элис, для которой новые туфельки поначалу кажутся первым шагом к воплощенной сказке и укреплению ее веры в бескорыстную «доброту незнакомцев», о которой говорил еще Теннесси Уильямс. Шомэ не преподносит этот образ как отрицательный и не пытается как-то намеренно очернить девушку, выставить ее неблагодарной или жестокой — зритель сам сделает нужные о ней выводы. Ее поведение на самом деле предсказуемо и банально, ведь это лишь начало внутреннего перехода из восторженного детства во взрослый мир с его прозаичностью потребления, когда чудо приобретения долгожданной новой вещи внезапно превращается в простой и пошлый конвейер «хочу еще», а сам «производитель чудес» быстро перестает быть объектом интереса. Поступок, который был совершен человеком невероятной широты души и безграничной доброты, не стал для нее исключительным, на что рассчитывал господин Татищев. Его отношения с миром прогресса на примере Элис приводят к осознанию героем и зрителем невосполнимой утраты чего-то гораздо более важного, нежели восторга от наивных трюков.
Индустрия развлечений и развитие технических достижений каждый год идут по экспоненте, но почему при этом мы сами каждый раз замечаем, что нам так хочется пересмотреть старое кино, вернуться в детство, вспомнить подлинный восторг от новогодней елки и скромных, но врученных от всей души подарков? Обретая что-то нужное, дорогое или прагматичное стоит быть честным с самим собой и признаться: во всем этом зачастую нет больше никакой радости, поскольку все мы утратили нечто неуловимое в самих себе, а что конкретно — мы и сами не знаем. И именно здесь, во время горького осознания этого неутешительного факта наиболее печальной нотой прозвучит судьба человека, который не смог предать дело всей своей жизни, но вынужден трезво оценивать ситуацию. Поэтому вердикт месье Татищева не только своему ремеслу, но и, прежде всего, целому новому поколению, будет кратким, горьким и неутешительным: «Волшебников не существует».

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda