АНТОН СМИРНОВ | 7 ФЕВРАЛЯ 2024

АЛЫЕ ПАРУСА: МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

Поэтичная, хотя и несколько неровная попытка переосмыслить сюжет феерии Александра Грина языком артхаусной драмы

АЛЫЕ ПАРУСА: МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

АНТОН СМИРНОВ | 07.02.2024
Поэтичная, хотя и несколько неровная попытка переосмыслить сюжет феерии Александра Грина языком артхаусной драмы
АЛЫЕ ПАРУСА: МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ
АНТОН СМИРНОВ | 07.02.2024
Поэтичная, хотя и несколько неровная попытка переосмыслить сюжет феерии Александра Грина языком артхаусной драмы
НАШИ СОЦСЕТИ
Режиссер: Пьетро Марчелло
Страны: Франция, Италия, Германия
Год: 2022

Первая мировая война. Суровый мужчина средних лет по имени Рафаэль возвращается домой и узнает шокирующую новость: его супруга была изнасилована местным подонком, после чего скоропостижно скончалась. Обозлившись, Рафаэль настраивает жителей деревни против себя и полностью посвящает свою жизнь воспитанию маленькой дочери Жюльет, для которой он мастерит игрушки из дерева. Со временем девочка превращается в прекрасную девушку, которую, похоже, нисколько не заботит враждебное отношение к ней со стороны селян — ведь для истинного счастья Жюльет достаточно простых радостей вроде купания в реке или любования закатом. А скоро на горизонте появится и прекрасный принц в лице летчика-авантюриста Жана.
У русскоязычного зрителя словосочетание «Алые паруса» вызывает ряд особых ассоциаций. В первую очередь это название знаменитой повести-феерии Александра Грина, что рассказывала о мечтательной Ассоль, грезившей о принце. Девушка нарисовала себе идеальный портрет эталонного возлюбленного: он непременно должен явиться к ней под алыми парусами и увезти с собой в далекую страну. Со временем сей поэтический образ стал символом несокрушимой веры в силу возвышенной мечты, которая способна оказаться подлинным чудом и поэтому обязательно воплотится в реальность. Для жителей Санкт-Петербурга это еще и праздник выпускников, ставший не просто зрелищным событием, но и своего рода торжеством юности пополам с напутствием на будущие великие свершения. Снимая свою картину, оригинальное французское название которой переводится как «Полет», итальянский режиссер Пьетро Марчелло не стал напрямую экранизировать Грина. Он скорее использовал ключевые посылы известного произведения и создал нечто самостоятельное, отчего его «Алые паруса» одновременно напоминают знакомый сюжет и в то же время радикально отличаются от литературного источника.

В качестве основного метода рассказа Марчелло выбирает язык «поэтического реализма», запечатленный ручной камерой на 16-миллиметровую пленку. Благодаря фильму Александра Птушко 1961 года образ главной героини у нас надолго ассоциировался с ангельской внешностью юной Анастасии Вертинской, ожидавшей своего Артура Грея в атмосфере доброй и уютной волшебной сказки. У Марчелло этот бэкграунд заменен на мрачные реалии послевоенной Европы начала ХХ века, в которых приходится выживать отцу девушки, суровому Рафаэлю. Исполнитель этой роли, тезка своего персонажа Рафаэль Тьери невероятен, играя человека, который готов терпеть любые невзгоды, лишь бы сделать счастливым своего ребенка. Его грубый внешний облик, нахмуренные брови и максимальная сосредоточенность заставляют окружающих видеть в нем чуть ли не воплощенного местного Квазимодо, что приводит к многочисленным стычкам с односельчанами. Но стоит лишь внимательнее присмотреться к этому немногословному мужчине, и мы тут же разглядим в нем прекрасного отца и доброго человека, стараниями которого на свет появляются замечательные игрушки, увы, мало кому нужные в эпоху технического прогресса.
Ассоль тоже больше «не та». Мечтательница с широко открытыми глазами обрела внешность дебютантки Жюльет Жуан, чем-то неуловимо напоминая Жюльет Бинош. В образе этой героини теперь сквозит нечто колдовское, почти первобытное, она скорее дитя природы, нежели наивная фантазерка из романтической сказки. Новая «Ассоль» больше не глядит задумчиво на море день за днем и не ожидает появления заветной шхуны на горизонте. Она растворяется в зеленой траве, шорохе листвы и журчании воды, превращаясь в один из элементов окружающей природы и этим больше ассоциируется с героиней Марины Влади из знаменитой «Колдуньи» (1956). Даже в момент знакомства с Жаном Жюльет выглядит не классической героиней любовной истории, которую принц обязательно должен спасти, а полностью самодостаточной личностью, максимально заинтересованной в летательном аппарате, что вот-вот готов ожить под ее руками и вознести к небесам.

Все эти многообещающие компоненты могли вылиться в нечто незабываемое, если бы не одно «но», отчего изысканный европейский деликатес превращается в блюдо «с комочками» — это отчетливо рваный и неровный стиль повествования. Каждый зритель должен решить для себя сам, были ли элементы непоследовательности и незавершенности творческим промахом Марчелло или являлись его осознанным режиссерским решением. Однако во время просмотра «Алых парусов» обилие смыслов и разнообразных сюжетных линий, как и резкие скачки от события к событию, производят двойственное ощущение. Кажется, будто Марчелло пытается сказать очень много и притом сразу: здесь и драма невостребованности волшебства в эпоху рационализма, поведанная через игрушки Рафаэля, и попытка изжить послевоенные травмы вкупе с болезненной адаптацией к мирному времени, и противостояние чистоты человеческой души с черствостью и озлобленностью агрессивно настроенных масс. Что характерно, многие важные вещи постановщик даже не пытается объяснить внятно. Например, так и останется без ответа вопрос, почему жители деревни горой стоят за насильника и подонка, а не отца-одиночку, как и не проливается свет на ненависть по отношению к свободолюбивой и открытой Жюльет. События как бы наскакивают друг на друга, персонажи возникают словно из воздуха и даже стиль то и дело тянется к трансформации, когда картинка внезапно окрашивается в сепию, а бытовая драма разбавляется элементами мюзикла.
Однако, при всех шероховатостях и общей эклектике можно сказать, что задумка Марчелло удалась. Его осознанный отказ от прямого следования тексту исходного литературного материала позволяет создать свое собственное видение центральной идеи — возвышенной мечты как главного источника движущей силы, заставляющей человека не просто жить, но и стремиться к чему-то новому и лучшему. Ассоль в лице Жюльет оказывается новым воплощением этих стремлений. Теперь она решительна и смела, она не ждет появления вожделенного алого знамения на фоне синей океанской глади и воспринимает трудности реальной жизни лишь как череду испытаний. Она готова сама облачиться в ярко-алый наряд, когда захочет, и ее взгляд обращен не за горизонт, а гораздо выше — в бескрайнее небо. И тогда, вдоволь напитавшись энергией первозданной Природы и закалившись житейскими бедами и горестями, Жюльет окажется настоящей волшебницей, способной спасти своей любовью кого угодно.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda