ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 13 ЯНВАРЯ 2024

КРЕЦУЛ: САНЧО ПАНСА И ДОН КИХОТ

Спортивная драма не по канону

КРЕЦУЛ: САНЧО ПАНСА И ДОН КИХОТ

ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 13.01.2024
Спортивная драма не по канону
КРЕЦУЛ: САНЧО ПАНСА И ДОН КИХОТ
ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 13.01.2024
Спортивная драма не по канону
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Александра Лихачева
Страны: Россия, Молдова, Литва, Турция
Год: 2023

Конец 90-х. В узком коридоре квартиры маленького поселения близ Кишинева на стене висят красные маки, тут пахнет жареной картошкой, и мама Виталика (Сергей Волков) просит сына найти нормальную работу. Но тренировки по дзюдо, друзья и другие характерные для того времени «дела» занимают все его время. Его друг Олег (Никита Волков) возвращается с Олимпийских игр, презентует ему спортивный костюм, который он, между прочим, провез на себе. У Олега скоро свадьба. Впереди — спортивная карьера и счастливая семейная жизнь. Все обрывается, когда Виталий берет телефон. Нет, все обрывается даже раньше. Когда Виталий отвечает, все уже случилось. В автокатастрофе погибли Света, жена Олега, и ее брат. Сам Олег в тяжелом состоянии. Его нужно срочно везти в Кишинев. Через несколько дней Виталий узнает о том, что Олег выжил, но потерял зрение. Он подставляет ослепшему другу плечо, в прямом и переносном смысле — становится его тренером, сопровождающим, братом, тенью. И остается другом, с которым они мерзли на сборах в Карпатах.
Премьера «Крецула» состоялась в 2023 году в Калининграде на фестивале «Короче», после которого многие СМИ взяли картину в подборку фильмов must-see. Эта артхаусная спортивная драма — дебют Александры Лихачевой. Байопик. И при том очень запоминающийся. В нашей стране кино о спорте принято снимать с размахом, чтобы история была излишне патетической, слишком радостной, мотивационной, мощной, чтобы, когда мы поднимались с кресла после просмотра в кинотеатре, вместе с тем в душе поднималось бы глубинно патриотическое чувство гордости. В этой истории же ничего такого нет. Это очень личная, хрупкая и прозрачная зарисовка о дружбе, о милосердии, о людях. И спорт здесь играет фоновую, как будто второстепенную роль.

На премьере в Калининграде фильм представляли исполнители главных ролей. Никита Волков и Сергей Волков. Однофамильцы и однокурсники по СПбГАТИ, мастерская Анны Алексахиной. Их дуэт — воплощение внутренней привязанности, преданности друг другу и дружбы. Никита Волков играет ослепшего Олега Крецула, веселого и разговорчивого экстраверта, которому и пошутить, и помочь только в радость. А Сергей Волков в роли Виталия Глигора, скорее, тот самый молчаливый друг-интроверт, который слишком много рефлексирует и местами сильно переживает. Вместе эти двое образуют симбиоз. Распавшись, они друг без друга не выживут. Такой странный экранный актерский перфоманс. Ловят фразы и взгляды друг друга и смотрятся органично. И ничего в игре, например, Никиты Волкова не напоминает нам о его прошлых ролях ни в «Трудных подростках», ни в «Цыпленке», ни в «Кризисе нежного возраста». Его речь, грим, улыбка и полуоткрытый, не видящий глаз завораживают. Перед нами кто-то совсем другой. Как и молчаливый Сергей Волков. У него здесь роль тени, того, кто стоит за победителем, но без кого победитель — практически никто. И все то, что он переживает внутри (а там происходят колоссальные терзания, вопросы и внутренние конфликты, поверьте), мы можем увидеть в его игре. Во взглядах, статичных сценах, и репликах, сжираемых то ли пустотой стен, то ли отсутствием ответа.
Совсем обычные парни сталкиваются с горем. Жизнь предлагает им странные обстоятельства, они многое теряют. Но над недугом Олега, скорее, потешаются, чем печалятся. Они вообще мало переживают в фильме. Никаких сцен ссор, обсуждений, успокаивания. Здесь ничего не проговаривается. Абсолютно ничего не разжевывается. Кино становится более прозрачным почему-то, более чувственным, более реалистичным. Мы не можем залезть героям в голову. Но можем смотреть несколько секунд на их лица на фоне голых стен, на спины в куртках «Russia» на фоне моря и что-то чувствовать. Уровень эмпатии сработает на сто процентов, потому что мы вдруг поймем, как же каждому из них по-своему больно. А еще — как они эту боль сдерживают и как прячут.

Для своих ролей Никите и Сергею не только пригодилась их собственная дружба, но и общение с реальными Олегом и Виталием:

Мы с ними работали чересчур плотно. Такого сближения не планировалось, но они оказались отличными ребятами, открытыми к общению, что мы сильно сдружились. В какой-то момент начали устраивать типичное кишиневское веселье — гаражи, шашлыки, охота. До сих пор с ними общаемся, видеосообщениями обмениваемся. У них удивительная дружба, они как Санчо Панса и Дон Кихот. Абсолютно нелогичная, не связанная с материальным, какая-то сакральная.

Фильм местами излишне правдив, реалистичен. Александра Лихачева до «Крецула» снимала документальное кино. Кажется, что некоторые приемы перетащила в эту картину. «Затылочная» съемка, «открыточные» кадры (хочется каждый ставить на «стоп» и делать скриншот), воздух, пустота, голые стены — за это отвечал оператор Мариус Пандуру. Все это сделало кино красивым, несмотря на тему, несмотря на героев, несмотря… Или смотря, даже рассматривая это кино. Особенно запоминаются сцены молчаливых конфликтов, разговоров, как эпизод в отеле, где вопросы, брошенные в пустоту, невысказанные обиды, молчание, лампа, недоеденный арбуз и недопитый апельсиновый сок будто добавляют кадру картинности.

Ноющая боль после просмотра почему-то не покидает. Это довольно странно, поскольку в фильме нет ни единой сцены или даже намека на манипуляцию. Ни единой жалостливой реплики. Даже о смерти Слона сказано вскользь и так просто, что, кажется, послышалось. Картина о спрятанных чувствах, о сильных людях и терпении снята на такую простую тему — о дзюдо. Поразительно, что она реальна, нежна и точна, без пафоса и аплодисментов. Каждый, если захочет, похлопает сам, в конце.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
См. предыдущий источник
Made on
Tilda