«Как поживаете?» — перевод оригинального названия последнего фильма Миядзаки. Простодушие такового вопроса вводит в заблуждение (читай — от слова блуждать), в котором зритель будет пребывать все два часа экранного времени. И после просмотра, разумеется, тоже, но уже не в волшебных измерениях, как всегда чудесно и глубоко проработанных студией Ghibli, а в нашей, такой непроработанной реальности. Однако переформатированное международными прокатчиками название «Мальчик и птица» вводит в заблуждение не меньше. Кажется, что дистрибьюторы намеренно смещают акценты, предлагая сконцентрироваться на а-ля увлекательном сюжете.
Но не одним сюжетом нам обязан гений Хаяо-сана. Мудрость аниматора заползает в каждого нарисованного им жука или птицу, и создается ощущение, что его статичные аниме-картинки способны дышать. Несмотря на множество аллюзий на мрачную действительность, он не склонен к трагедии (а зачем показывать детям зло? они вырастут и сами с ним встретятся). После просмотра остается скорее трепетное чувство к невесомости невзгод, с которыми нам возможно справиться — как с загрязненной экологией и взаимоотношениями с родителями, так и с дисгармонией существования. Новый фильм вовсе не претендует на великовозрастную дидактичность, как может многим показаться. Наоборот — вопрос «Как поживаете?» остается открытым вместе с Миядзаки. Потому что и он не знает на него ответа.
Дивный новый мир «Мальчика и птицы» до молекул выстроен по особым, фантазийным, иррациональным законам с поднебесной логикой. Путешествие по вселенной приводит зрителя в туристическое замешательство, смешанное с очарованием странника. Хотя узнаваемый режиссерский почерк в фильме даст возможность не потеряться в его разомкнутом пространстве. Вновь перед нами герой-ребенок — мальчик по имени Махито, которому придется жить в страшном 1944-м году в Токио. Разгар битвы за Сайпан и смерть матери от пожара— уже достаточно, чтобы двенадцатилетнему ребенку обрести тяжелый взгляд и взрослый тон голоса для разговора с миром. Контексту посттравмы уделено всего несколько начальных минут фильма — черное небо (вместо ожидаемых акварельно-розовых пейзажей), гротескные языки пламени, крики вот-вот сироты и призрачные силуэты в боевой экипировке. Военная действительность немногословна, аскетична, но точна и узнаваема. Весь дальнейший путь Махито — это отражение переживаемой реальности, разломанной детским сознанием.