ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 20 ДЕКАБРЯ 2023

УБИЙЦЫ ЦВЕТОЧНОЙ ЛУНЫ: БАНАЛЬНОСТЬ ЗЛА

Счастье одних, построенное на трагедиях других

УБИЙЦЫ ЦВЕТОЧНОЙ ЛУНЫ: БАНАЛЬНОСТЬ ЗЛА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 20.12.2023
Счастье одних, построенное на трагедиях других
УБИЙЦЫ ЦВЕТОЧНОЙ ЛУНЫ: БАНАЛЬНОСТЬ ЗЛА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 20.12.2023
Счастье одних, построенное на трагедиях других
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Сколько же бед мы на вас навлекли. На всех вас.


Из фильма «Убийцы цветочной луны»

Режиссер: Мартин Скорсезе
Страна: США
Год: 2023

Солидно. Именно это слово в первую очередь всплывает в сознании, когда размышляешь о новом фильме Мартина Скорсезе. Увлекательно — будет вторым. Злободневно — третьим. Четвертым, если в обсуждение вклинится англоговорящий человек, станет слово scorsesean — образованное от фамилии режиссера и включенное в Оксфордский словарь английского языка прилагательное.

Все эти варианты кажутся верными. Ведь в «Убийцах цветочной луны» есть увлекательный сюжет и фирменный почерк создателя «Таксиста», масштаб и интимность, тонкие метафоры и изящные отсылки.

Однако, чтобы в полной мере описать это объемное произведение (хронометраж ленты составил без малого три с половиной часа), понадобится гораздо больше слов. Возможно, их даже и не хватит.
Один из главных долгожителей Голливуда совершенно неслучайно считается мастером гангстерского кино. Достаточно вспомнить «Злые улицы» или «Славных парней». Эти ленты не только получили статус великолепных образчиков жанра, но и оставили заметный след в истории кино. Экранизация одноименного нон-фикшена Дэвида Гранна — шаг в этом же направлении. И пусть на первый взгляд полотно о серии загадочных убийств в округе Осейдж может показаться банальной разговорной драмой, на самом деле это совсем не так.

Сцен действия в картине не так много. Саспенс создается при помощи ленивой, а иногда и статичной камеры привычного спутника Скорсезе Родриго Прието («Сука-любовь», «Операция "Арго"»), длинных планов, эффектного рапида, тревожного саундтрека (режущее словно по живому кантри — последняя работа умершего в этом году Робби Робертсона), отличных актерских работ Леонардо ДиКаприо, Роберта Де Ниро, Лили Гладстоун и остальных, а также демонстрации насилия, в том числе психологического.

Фильм существует на стыке нескольких жанров и направлений. Это и закрученный криминальный триллер, и захватывающий детектив, и многофигурный вестерн, и притча о банальности зла.

На смысловом уровне «Убийцы цветочной луны» можно запараллелить с одним из главных фильмов нулевых — «Нефтью» Пола Томаса Андерсона. Оба маститых автора поставили во главу угла тему оборотной стороны американской мечты и фактически сделали антигероя центром повествовательной линии.

Однако в художественном плане эти картины заметно отличаются друг от друга. Там, где автор «Магнолии» и «Лакричной пиццы» акцентировал внимание на пагубной силе капитализма и размышлял о ницшеанском сверхчеловеке, Скорсезе делает упор на исследование шовинизма, границ человеческой жестокости и природы зла.
1920-е годы в штате Оклахома выдались беспокойными. Это было время, когда человеческая жизнь ничего не стоила. Особенно если речь шла о коренных жителях этой земли, индейцах.

В городе Фэрфакс относительно благополучно жили представители племени Осейджей. Они обогатились, так как в их землях были найдены месторождения нефти. Но черное золото привлекло любителей быстрой наживы. Ощущение мнимой безопасности сменилось чувством явной угрозы.

Одним из тех, кто прельстился богатствами этой земли, стал пожилой заместитель шерифа Осейджа и коммерсант Уильям Хэйл по прозвищу Король. На первый взгляд мужчина был вполне доброжелателен к аборигенам, свободно говорил на их языке и даже знал некоторые из их духовных ритуалов. Более того, Осейджи называли Уильяма своим лучшим другом. Но за белым фасадом Хэйл скрывал грязные помыслы — он жаждал единолично завладеть деньгами Осейджей.

В этом бизнесмену должен был помочь его племянник Эрнест Беркхарт. Только что вернувшийся с Первой мировой войны молодой человек искал себе работу, и предложение дяди оказалось для него как нельзя кстати. Эрнест начал работать на Уильяма, а чуть позднее по настоянию родственника обратил внимание на местную девушку Молли Кайл. Мистер Беркхарт не отличался сообразительностью, а потому стал марионеткой в руках прожженного циника Хэйла. Их дело оказывается замешано на крови.

Скорсезе экранизировал эту печальную историю с точностью документалиста. За тщательно проработанным сюжетом скрывается меланхоличный медленный вестерн. В нем нет ни ковбойских дуэлей, ни безрассудных любовных страстей. Он подкупает иным: хлесткими диалогами, выпуклыми образами и маячащей между строк неминуемой бедой.

Это не ода. Это эпитафия.
«Убийцы цветочной луны» — кино страшное, пусть это и не хоррор.

Когда видишь на экране манящие чернильные силуэты людей посреди красно-оранжевой пустоты, а затем слышишь беззаботное хэйловское «не суди!», по коже бегут мурашки. Не от удовольствия — от страха.

Угроза здесь, хоть и персонифицированная, присутствует на метафизическом уровне. Люди творят зло, потому что это в их естестве. И внешне невинный человек может оказаться сущим дьяволом.

«Убийцы цветочной луны» — один из самых дорогих фильмов в обширной фильмографии Мартина Скорсезе.

В эпической истории соединились этнические противоречия и плач по краху старой Америки. Кинематографист перемещается из родного Нью-Йорка, в котором он снял многие свои знаменательные постановки, в сельскую местность Оклахомы.

Знакомство с обычаями индейцев проходит от лица пришлого, Эрнеста Беркхарта. Открыточные пейзажи тем не менее не вводят в заблуждение — скоро случится что-то очень плохое.
«Убийцы цветочной луны» — фильм с потрясающими актерскими перфомансами.

На первый план здесь выведены Леонардо ДиКаприо и Роберт Де Ниро. Чтобы добиться портретного сходства со своим героем, звезда «Титаника» и «Выжившего» забавно выпячивает челюсть, часто опускает глаза, заискивает и в целом производит впечатление человека, мягко говоря, не самого умного и смелого.

Де Ниро играет старого интригана, который на пути к богатству и тщеславию уже давно потерял совесть. На примере своего племянника он убедительно доказывает, что глупым людям можно внушить почти все что угодно.

Актеры настолько филигранно подошли к своей работе, что персонажи и одного и другого вызывают сочувствие. Действительно, даже при беглом взгляде нетрудно усмотреть в них человеческое: любовь к ближнему, сострадание и даже остатки чести.

Стопроцентно положительные персонажи здесь — Осейджи. И прежде всего Молли. Играющая ее Лили Гладстоун ни разу не повышает голос. Но ее бесстрастность оказывается ширмой. За показными спокойствием и равнодушием горит яркое пламя, в котором видна огромная воля к жизни.

Молли — персонаж собирательный. В ней отображается весь индейский народ. Оттого вдвойне больней. Ведь смирение, с которым женщина принимает удары судьбы, ее всепрощающая натура являют собой разительный контраст с чванливыми повадками Короля.
«Убийцы цветочной луны» — произведение в минорных тонах. Безмерная тоска и чудовищная несправедливость смешались в нем с неопровержимой, но весьма неудобной истиной — счастье одних очень часто бывает построено на трагедии других.

А постмодернистский финал с выразительным камео самого режиссера лишь подтвердил, что эта зияющая рана на теле американского общества все еще кровоточит.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda