Кленский находится рядом с семьей, ходит, как и все, на работу, смеется, поступает не по совести, но по желанию, находит простые радости там, где может их найти, живет, с поправкой на социальный статус, жизнью среднестатистического советского гражданина: пьет, не закусывая, кутит по мере возможности и будто бы постоянно ожидает неприятностей откуда-то сверху.
В роли военного врача блистает Юрий Цурило. Он пугает и заставляет поверить в непорочность своего героя, вызывает к нему сочувствие, неприязнь и даже любовь. В других ролях, как это часто бывает у Германа, задействованы непрофессиональные актеры — это придает повествованию реализма.
С другой стороны, более правильно было бы назвать работу Алексея Германа не симбиозом смутного сна и реальных воспоминаний о прошлом, а преобразованной, прошедшей через кровавую мясорубку историей памяти о нас. Кое-где сохраняя первозданную правду, где-то неосознанно и осознанно заменяя ее на сладкий вымысел, гиперболизируя и иронизируя, постановщик показывает Россию и то, куда ее привела советская система.
«Хрусталев, машину!» был снят уже после распада СССР. Поэтому в картине есть страшные, отталкивающие кадры изнасилования — их пропустила цензура. Но еще больнее, еще страшнее по ощущениям для зрителей и своим последствиям для героев ленты оказывается изнасилование не физическое, а ментальное — акт символического уравнивания.
Ведь что такое коллективное «я», куда может привести стремление подчинить всех общей благой цели — жить лучше? И вообще, что значит жить лучше?
Эти вопросы возникают в картине между строк, ненароком, не привлекая к себе лишнего внимания.