АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 22 АПРЕЛЯ 2020

КИАНУ РИВЗ: ХОККЕИСТ В КОСТЮМЕ АДВОКАТА

1990-е в актерской карьере Киану Ривза: актерские качества, неоднозначный выбор ролей, победы и разочарования

КИАНУ РИВЗ: ХОККЕИСТ В КОСТЮМЕ АДВОКАТА

АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 22.04.2020
1990-е в актерской карьере Киану Ривза: актерские качества, неоднозначный выбор ролей, победы и разочарования
КИАНУ РИВЗ: ХОККЕИСТ В КОСТЮМЕ АДВОКАТА
АНАСТАСИЯ ДЖУЛАЕВА | 22.04.2020
1990-е в актерской карьере Киану Ривза: актерские качества, неоднозначный выбор ролей, победы и разочарования
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Роли в фильмах-блокбастерах, непринужденная манера поведения и искренняя серьёзность сделали Киану Чарльза Ривза одним из самых харизматичных актёров в истории и ярчайшим интернет-мемом. Давайте проследим, из чего складывается творческий путь актера.

Для современного зрителя Киану — это профессиональный наемный убийца Джон Уик, холостяк Фрэнк, медиум Константин, наконец, хакер Нео. Это предсказуемые образы героев комедий и боевиков. Однако, если внимательно изучить слагаемые, составляющие раннюю фильмографию Киану, обнаруживается весьма пестрый набор ролей.

Девяностые прошли для Ривза в калейдоскопе персонажей — либо в активных поисках себя, либо, наоборот, в дрейфе по течению. Наш герой стартовал в Голливуде: сыграл эпизодическую роль вратаря Хивера в спортивной драме «Молодая кровь» (Youngblood, 1986) Питера Маркла. Затем актер получил работу в рекламе, короткометражных и полнометражных картинах. Однако творческий прорыв состоялся благодаря работе в «Приключениях Билла и Теда» (1989—1991): сперва была озвучка мультфильма, а затем — два полных метра. Согласно сюжету, Билл (Алекс Уинтер) и Тед (Киану Ривз) — калифорнийские школьники, путешествующие по историческим эпохам на машине времени. Фильмы практически сразу стали культовой классикой в молодёжной среде, а созданный Киану на экране образ авантюрного подростка Теда снискал признание и похвалу со стороны растущей фанатской аудитории.
«Я тебя люблю до смерти» // 1990
В комедии Лоуренса Кэздана 1990 года «Я тебя люблю до смерти» Ривз исполнил роль неуклюжего убийцы Марлона, которого Джои Розали (Трейси Уллман) нанимает для того, чтобы убить неверного супруга, Джоуи (Кевина Клайна). В отличие от Джона Уика, Марлон — человек с мягким сердцем, который никого не может обидеть.

В 1991 году Киану получает возможность сменить амплуа благодаря работе над криминальным триллером Кэтрин Бигелоу «На гребне волны» (Point Break). Именно здесь начинает формироваться амплуа Киану-героя боевиков. Фильм рассказывает о Джонни Юте (Киану Ривз), молодом агенте ФБР. Джонни отправляется в Лос-Анджелес для того, чтобы расследовать свое первое дело. За три года вооруженные преступники в масках бывших американских президентов ограбили 27 банков. Напарник Юты (Гэри Бьюзи) узнаёт о том, что за этим стоит банда серферов, в которую нашему герою предстоит внедриться.
Ривз тщательно готовился к роли: брал уроки серфинга, общался с агентами ФБР, прошел курс тренировок по футболу. Усилия оказались оправданными, и актёр получил награду канала MTV как «Самый желанный мужчина». В 1991 году известный кинокритик Джанет Маслин так отозвалась об актёрской многосторонности Киану, комментируя его работу: «Ривз играет четко и с большим многообразием приёмов. Он легко переходит от сдержанности и формальности, подходящей для полицейской криминальной драмы, к свободной манере, присущей его комедийным ролям».
«Мой личный штат Айдахо» // 1991
Следующим проектом в карьере для Киану становится малобюджетный авторский фильм, современная фантазия на шекспировские темы. Впрочем, это не покажется столь удивительным, если знать, что Киану с детства любил Шекспира. Например, уже в 15 лет он дебютировал на сцене канадского театра «Ли Послунс» в образе Меркуцио. Картина Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо» (My Own Private Idaho, 1991) стала триумфом Киану Ривза. Актёрский дуэт с Ривером Фениксом превратили картину в культовый фильм, пользовавшийся неожиданно большим кассовым успехом.

Киану досталась сложная роль современного принца Хэла из исторической пьесы «Генрих IV». Подобно наследнику английского престола, 21-летний Скотт, сын мэра Портланда, ради развлечения связывается с бездомными, заводит дружбу со своим Фальстафом хастлером Майком (Ривер Феникс). Скотт изобретателен, находчив, коммуникабелен, обладает сильным и решительным характером, он склонен повелевать, нежели подчиняться или быть ведомым. Особым образом это демонстрируется с помощью гардероба героя. Костюмеры создали для персонажа Ривза узнаваемый портрет, который, с одной стороны, маркирует его социальное происхождение (например, он единственный носит пиджаки, хоть и поношенные, и даже белую рубашку и жилет), с другой стороны, подчеркивает то, что занятие проституцией для него в первую очередь перформативный акт, провокация. Очевидным это становится в сцене, где он обещает отцу исправиться и вернуться на путь истинный. Для консервативного отца квир-образ сына, намеренно играющий со стереотипами, представляется карикатурным. Герой Киану не лишен сострадания и сочувствия. Он искренне опекает Майка и становится ему настоящим другом, но только на время. Развязка фильма ярко демонстрирует путь нравственной эволюции героя: Скотт бросает Майка, хастлеров, женится и, унаследовав состояние, начинает вести бизнес. В новой жизни нет места старым вещам, поэтому теперь зритель видит его в дорогих строгих костюмах образца начала 1990-х — чёрном и позднее светлом на встрече в ресторане. Теперь он застегнут на все пуговицы, на его шее туго затянут галстук, а ещё недавно игриво свисавшие пряди волос аккуратно подстрижены и зачесаны.

Киану досталось несколько крупных ролей, но не все его появления на экране оказались успешными. В 1993 году Кеннет Брана представил адаптацию шекспировской пьесы «Много шума из ничего», где Ривз предстал в образе злодея Дона Джона. Каст из Кеннета Браны, Роберта Шона Леонарда и Майкла Китона затмил восходящую звезду Риза, которому участие в этом фильме принесло номинацию «Худший актер второго плана».
«Скорость» // 1994
В 1994 году Киану Ривз закрепился в статусе звезды боевиков благодаря выходу на экраны криминального триллера «Скорость» («Speed») Яна де Бонта. Это была первая роль актера в жанре за пределами комедий и инди-драм со времен съемок «На гребне волны». Фильм де Бонта заслужил международное признание и стал первым блокбастером в карьере Ривза.

Теперь персонажем Ривза оказался изобретательный и отважный Джек Трэвен. Сначала спасающий людей из западни в лифте, затем борющийся с преступником за жизнь пассажиров автобуса, и наконец, вызволяющий девушку из рук хладнокровного бандита, Трэвен очаровал зрителей. Здесь Киану превратился из кумира тинейджеров в звезду экшн-фильмов. Посыпались новые предложения, суммы некоторых потенциальных контрактов составляли порядка семи миллионов долларов. По всему миру «Скорость» собрала около 300 миллионов долларов. Воодушевившись успехом бокс-офиса, студия «20th Century Fox» решила снять сиквел. Предполагаемый гонорар Ривза достигал отметки в 11 миллионов долларов. Тем не менее, погоня за деньгами никогда не была определяющим фактором для Киану.

Руководствуясь художественным вкусом и нежеланием повторяться, он отказался от участия во второй части фильма, решив вместо этого взять перерыв, совершить тур со своей музыкальной группой Dogstar и поработать в театре. Такое решение внесло имя Киану в чёрный список возможных исполнителей будущих ролей в главной киностудии на протяжении более десяти лет. Уже через год он вернулся к Шекспиру: сыграл Гамлета в старейшем англоязычном канадском «Театральном центре Манитобы». Роль принца датского — одна из самых сложных для актерского исполнения. Однако Киану справился с ней блестяще.

«Джонни Мнемоник» // 1995
В этой связи несколько странным кажется решение актера вновь побыть в амплуа героя боевика и согласиться на участие в фантастическом триллере «Джонни Мнемоник» Роберта Лонго, 1995. Исполнение главной роли принесло Киану вторую номинацию на «Золотую малину». По словам актёра, в экранизации киберпанковского романа Уильяма Гибсона его привлек образ человека, «сдающего в аренду» клетки собственного мозга. По сюжету, в антиутопичном технократическом будущем (в 2021 году) Джонни Мнемоник — обыкновенный парень, курьер, стремящийся подзаработать. Он не задумывается о судьбах человечества, великолепно ориентируется в довольно шаблонно показанном кибернетическом пространстве. Как и почти все герои Ривза, Джонни верит в добро и справедливость, и в конце концов всё же решает рискнуть собственной жизнью для того, чтобы спасти мир от страшной болезни.

В кинопрокате лента появилась наряду с более интересными фильмами: «Странными днями» Кэтрин Бигелоу («Strange Days», 1995) или «Экзистенцией» Дэвида Кроненберга («eXistenZ», 1999). Обращаясь к образу Мнемоника ретроспективно, можно проследить закономерность и представить, что этот персонаж стал для Киану Ривза тренировкой перед воплощением образа Нео, хакера и злейшего врага всесильной Матрицы. Однако за эту разминку Киану удостоился звания «Худший актёр». Как, впрочем, и за свою следующую работу в фантастической драме «Цепная реакция» Эндрю Дэвидса (1996). Здесь герою Киану, Эдди Казаливичу, лаборанту, случайно узнавшему о тёмных делишках мафии, совершенно не нужно было выглядеть суперменом. Стремясь к подлинности, Ривз намеренно хотел казаться несколько тяжеловатым, он отрастил и засалил волосы, даже бежать пытался как человек, который не занимается бегом.

В 1997 году Киану получает серьёзную роль в фильме Тейлора Хекфорда «Адвокат дьявола» (The Devil’s Advocate). Он активизирует все навыки, которые приобрел за предыдущие годы работы и предстает Фаустом в безупречном костюме: Кевином Ломаксом, адвокатом, из Флориды, заключающим сделку с Сатаной. Драматический триллер был превращен в роскошную пьесу о нравственности с оттенками «Ребёнка Розмари» Романа Полански (1968) и «Уолл-стрит» Оливера Стоуна (1987), повествующими о распродаже соблазнов на Манхэттене.

«Матрица» // 1999
Киану Ривз активно и безуспешно пытался выйти из образа экшн-героя и стремился работать над серьезными ролями. Полагаю, многие могут согласиться с тем, что наиболее заметной работой Киану является исполнение роли Нео из трилогии «Матрица» («The Matrix»), начатой в 1999 году Эндрю и Лоуренсом Вачовски. Фильмы научно-популярной франшизы мгновенно стали хитами кассовых сборов. Например, первый фильм собрал во всём мире около 463 миллионов долларов. Безусловно, эта картина ознаменовала переломный момент в актёрской карьере Киану.

У каждого зрителя «Матрицы» и двух её сиквелов сложился портрет главного героя. Здесь же мы постарались проследить, как из образа простодушного Теда сформировался полностью ему противоположный Нео: сосредоточенный, серьезный, невозмутимый. Не так давно студия «Warner Brothers» объявила о том, что в связи с пандемией в Германии было заморожено производство четвёртого фильма серии. Хотя Лили и Лана Вачовски тщательно скрывают подробности работы над новой картиной, мы точно знаем, что основной каст сохранится. Согласно ожиданиям, в мае 2021 года мы снова увидим Киану-Нео, с его бесстрастным выражением лица и идеальным воплощением лучших качеств человека.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Джунгтак К. Мир корейской эмоциональности как психологический источник национальной театральной культуры // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-koreyskoy-emotsionalnosti-kak-psihologicheskiy-istochnik-natsionalnoy-teatralnoy-kultury (дата обращения: 12.01.2020).
Made on
Tilda