Весь казус тут заключается в первостепенной женской фигуре, в те годы достаточно революционной для аниме, а точнее даже в двух женских фигурах. У княжны долины ветров есть злой двойник — Ксяна, командующая войсками имперских захватчиков и лишившаяся половины конечностей в схватках с жуками. Ее героиня напоминает средневекового киборга и уже на внешнем уровне выглядит слегка неестественно, словно буквальная антитеза легкой и живой Навсикае. Внутри же у Ксяны лишь ненависть и жажда власти, а также неумение и нежелание идти на контакт с природой. И поэтому она обречена проиграть.
Миядзаки еще не раз проделает этот фокус в последующие годы: девочка/девушка/женщина спасет мир/страну/близких, не даст злодеям захватить супероружие и поможет остановить войну / экологическую катастрофу. Вечный образ самоотверженного миротворца, который за шкирку вытаскивает тонущий в своих пороках мир (или хотя бы превратившихся в свиней родителей) — фирменный козырь режиссера, который он каждый раз выкладывает на стол под разной мастью. И это не надоедает именно за счет разных комбинаций и мощной образной составляющей. Навсикая отличается от других сказочных «принцесс» своей двойственностью: она любит каждое живое существо вокруг себя, но в то же время готова достать меч из ножен ради защиты близких. В ее душе борются противоположные начала, и побеждает именно то, которое ведет ее к свету и милосердию.
Главное, что Навсикая свободна от власти мужчин (и это не целенаправленный феминистский месседж — Миядзаки работал не с актуальной повесткой, а с древнейшими мифологемами человечества и японским фольклором). Даже любовная линия здесь — ну, скажем прямо, ее попросту нет. И поэтому кукольная, даже минималистичная внешне княжна остается самостоятельным актором — живет не ради кого-то одного, а ради вообще всех вокруг и не потому, что ей эту идею навязал кто-то извне, а потому что вот такая она безупречная. Вместе с Ксяной они двигают сюжет и за счет своих волевых, умных решений часто выглядят буквально супергероинями на фоне мужчин.
Навсикая — «сжигающая корабли» — это же старое как мир имя из гомеровской «Одиссеи». Спасительница героя, которая ухаживала за ним и любила, но осталась одинокой до конца своих дней. Потому что она не любовный интерес, а совершенно другой архетип: воительница, ученая, в конце концов, спасительница человечества. И образ становится еще очевиднее, вплоть до брутальной прямоты, когда устами слепой гадалки нам говорят о пророчестве, об избранности главной героини. По сути Навсикая — Иисус Христос, Мессия в юбке. Эта «барби» умерла за грехи людей и своей жертвой смогла спасти неразумных от гнева богов, воплощенных в огромных тысячеглазых жуках. И как любой уважающий себя мессия, она воскресает. Точнее, ее воскрешают жуки, возвращая всю доброту и сострадание, которые она им дарила. Неслучайно постоянный спутник Миядзаки — композитор Дзё Хисаиси — использует раннехристианские и византийские мотивы в саундтреке мультфильма: все здесь пронизано духовной, практически религиозной парадигмой.
Перед нами образ идеальной героини, но в то же время вполне реальной девушки. Эмоциональное ядро мультфильма, воплотившее в себе образы самого Миядзаки и его матери (Ёсико Миядзаки умерла во время создания картины, и в какой-то мере это повлияло на творческие решения Хаяо), а вместе с тем и видение нового поколения, которому предназначено спасти мир. Не Грета Тунберг, но японская Жанна д’Арк, потому что для представителя традиционной японской культуры выполнить свой долг (в широком смысле) перед обществом — первостепенная задача. Куда там кисейным барышням Уолта Диснея с их мелочной охотой за приглянувшимся кавалером. Тут женщина входит в горящий мир и останавливает на скаку апокалипсис.