ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 5 ОКТЯБРЯ 2020

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСЕЕМ КАМЫНИНЫМ: ПРОСТО ДЕЛАЛ ТО, ЧТО ПО КАЙФУ ДЕЛАТЬ

«Я хотел просто честно, с юмором рассказать о том, как мы живем»

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСЕЕМ КАМЫНИНЫМ: ПРОСТО ДЕЛАЛ ТО, ЧТО ПО КАЙФУ ДЕЛАТЬ

ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 05.10.2020
«Я хотел просто честно, с юмором рассказать о том, как мы живем»
ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСЕЕМ КАМЫНИНЫМ: ПРОСТО ДЕЛАЛ ТО, ЧТО ПО КАЙФУ ДЕЛАТЬ
ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 05.10.2020
«Я хотел просто честно, с юмором рассказать о том, как мы живем»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
О зрительском кино, абсурдной действительности, любимых фильмах, музыке и Москве — Эрик Ильмуратов беседует с режиссером Алексеем Камыниным, автором фильмов «Это не я» и «Ложь или действие», а также недавно вышедшей на большие экраны «Хандры».
На съемках фильма «Хандра»
Буквально вчера [Хандра вышла 1 октября, интервью записывалось 2 октября] состоялась премьера фильма, как ты себя чувствуешь? Не стали узнавать на улице, люди не подходят и не говорят, что ты обидел чьи-нибудь чувства, всем все понравилось?
У нас пока было несколько премьер: год назад Таллин, в сентябре Кинотавр, Сочи…
Я имею ввиду зрительскую. Просто ты везде говорил, что это зрительское кино и ждал именно реакции зрителей.
Ну да, в Москве, Новосибирске и Питере у нас была зрительская премьера, и я очень перед ней волновался, потому что мы снимали кино в первую очередь для зрителя. Хоть это и умная, необычная комедия, все равно было очень важно, чтобы людей она тронула не на интеллектуальном уровне, не на уровне кинематографическом, как трогает коллег-кинематографистов киноязык или монтаж. Важно было, тронет ли это душу человека, как говорит Гаркалин [персонаж Валерия Гаркалина, актера, исполнившего в «Хандре» роль продюсера], зрителей. Это самым важным, конечно, было. Мне показалось, что тронуло. Мне показалось, что именно это, в первую очередь, людей цепляет. Очень радостно всегда, когда говорят, что фильм легкий, что он смешной, на самом деле лучшей похвалы для меня нет. Я боялся, что он таким может не получиться, и очень много мы потратили времени на монтаже, в том числе, чтобы добиться этой лёгкости, этого высокого темпа фильма, его течения времени.

Идет второй день проката, и уже на Афише и Кинопоиске появляются отзывы людей, которые не были на премьерах, которые меня не знают и не являются моими друзьями — все отзывы пока положительные, да, пишут, что смешно, и это супер.
Это правда, что фильм хотят купить HBO?
Да, HBO СНГ последние какие-то формальности улаживал, я уж не знаю, купил или нет, но все для этого готово.
«Хандра», 2019
Это очень круто, ведь у фильма появится еще один способ дойти до зрителя — через стриминг.
Да, да. Я конечно изначально снимал комедию для России, и очень много юмора, и тем затронутых, и персонажей там будут близки и понятны именно россиянам. Но, конечно, реакция иностранных зрителей на Таллинском фестивале и у нашего международного дистрибьютора, который взял фильм. Они просто не представляли, что в России могут снимать такое кино и так на себя смотреть. Настолько необычным и колоритным фильм кажется им. Надеюсь, после HBO еще что-то появится.
Не думаешь, что вторая волна коронавируса помешает зрителю добраться до фильма?
Уже мешает! Мы записываем интервью на второй день проката, и мы видим, что зритель не только на наш фильм — вообще в кино не ходит, все боятся. Я надеялся, что будет получше. Ну, правда, еще растет число заболевших. Мы выходим, к сожалению, в тот момент, когда вообще не ходят. С одной стороны я это понимаю, с другой — мы ездим в переполненном метро, ходим в магазины без масок, и я не понимаю, почему именно кинотеатры первыми попадают всегда под удар. Если была бы статистика заразившихся в кинотеатрах, было бы интересно ее посмотреть. Я уверен, что она была бы невелика.

Это встряска, губительная для авторского кино. Например, я со своими новыми сценариями прихожу к людям, им очень нравится, но они говорят: «Теперь, после covid-а вложить деньги во что-то рискованное, авторское?! Никогда в жизни! Первые годы мы будем вкладывать в стопроцентно зрительское кино, чтобы деньги зарабатывать». Если раньше все ходили в кино на плохие фильмы и на хорошие, на авторские и не на авторские — можно было продюсерам и продакшеном рисковать. Сейчас… Их тоже можно понять, они просто боятся рисковать. В этом смысле очень хочется, чтобы наше государство и различные структуры поддержали именно авторское кино, потому что оно первое падет. Уже пало. Надеюсь, что хороший сарафан поможет, но что-то мне подсказывает что кинотеатры могут снова закрыть.


Трейлер фильма «Хандра»

Если мы все снова окажемся на карантине дома, посоветуй пожалуйста, что людям стоит посмотреть.
Из того что недавно посмотрел и могу рекомендовать: документалка на Netflix «Социальная дилемма». Еще я сейчас смотрю сериал «Утопия». Он давно выходил, но это совершенно выдающийся со всех точек зрения — профессиональных и зрительских — проект. Актуальный, кстати! Там тоже про пандемию, только которую хотят искусственно создать. Сейчас как раз если на карантин засядем — «Утопию» самое то смотреть. Посмотрите русское кино, его много хорошего выходит, особенно авторское, ему сейчас нужна поддержка.
У «Хандры» есть потрясающие постеры с лицами героев, сложенных из разных чертежей зданий и набросков элементов из фильма (в стиле Арчимбольдо), но для промоутинга гораздо чаще используются довольно конвенциональные комедийные постеры. Почему?
Мы начинали промо, когда у нас еще не было прокатчика и даты проката. Эти артовые постеры рисовал оператор, соавтор сценария и монтажер Никита Корнев. Мы их делали так, как видим, но когда ты выходишь в широкий прокат, надо ориентироваться на более широкую аудиторию. Различные опросы показали, что эти постеры многих отталкивают — почему, я не знаю — пугают. Новый [постер], который нам сделал Евгений Юрканцев с прокатчиком — он не хуже, нельзя сказать, какой лучше или хуже. Просто одной аудитории нравится один, а более широкой другие. У нас был большой опрос среди друзей, родителей. Моей сестре, маме, папе и всем остальным больше понравился прокатный постер, зрительский. Он понятнее и привычнее, я понимаю, почему он больше нравится людям и рад, что он у нас такой есть.
«Хандра» — это фильм о Москве, и даже мне, как не коренному москвичу, были близки та атмосфера и те шутки, которые были связаны с локациями «Яма», Бабушкинская, Зарядье. Какие у тебя лично любимые места в Москве?
Во-первых, я хотел бы уточнить, что это не совсем фильм о Москве. Я верю, что Москва это декорация, создающая этот мир, в ней все происходит, но на самом деле планов города там практически-то и нет. Мы все решали через героев. В сюжете есть конечно черты московские, не знаю, как в других городах, но именно в Москве есть бум совместного проживания, возвращения к коммуналкам. Я сам так живу со своими друзьями не один год, как в ситкоме «Друзья». Но на самом-то деле истории и характеры, которые там есть, темы, которые там затронуты — они всех касаются, кто живет в России. Я хотел, чтобы так было.

Какие любимые места в Москве? Сейчас я переехал, живу в районе Чистых, мне очень нравится архитектура, похожая на питерскую — мой второй любимый город, где я не раз уже жил подолгу. На самом деле я просто люблю открывать случайные места, где чувствуется какая-то атмосфера дружеская, непринужденная, где можно поработать, и поесть, и выпить и потусить, и пообщаться. Вот недавно на днях проходил на Чистых мимо «Двора образцового содержания». Заходишь внутрь, а там барчик маленький, а внутри закрытый совершенно ото всех дворик с классными лавочками, елочками. Достаточно большой и с шаурмой. Там я провел полдня просто потому что не хотелось уходить. В Яму я ходить перестал после того как ее обнесли забором и после всех этих историй, а раньше любил. На самом деле люблю Музеон, раньше жил возле него, бегал там и тусил, там хорошо. А так — в основном я специалист по барам.
«Хандра», 2019
От Москвы я хотел перейти к Тарковскому, который занимает важное место в фильме, но тебя о нем и так уже много спрашивали. А ведь в фильме есть место не только для Тарковского. Как человек, которого поп-культура приучила искать везде отсылки и референсы, кроме фильмов из разряда «Мне 20 лет» и «Я шагаю по Москве», я увидел в сцене с кинотеатром отсылку к «Астеническому синдрому» Киры Муратовой.
Нет, это изначально не была отсылка. Очень часто люди находят какие-то отсылки, которые не закладывались, и это нормально абсолютно. Всегда приятно, когда люди оказываются умнее режиссера [смеется]. Я вообще надеялся, что это будет довольно оригинальная идея и только потом понял, что может там что-то есть. Просто у меня плохая память и впечатлительная душа. Поэтому все фильмы, которые я смотрю, мною так или иначе переработаны, скопированы и отосланы в «Хандре». Но бессознательно, потому что я вообще никакие фильмы не помню. Меня уже спрашивали, отсылает ли сюжет с киргизами-заговорщиками к фильму «Драйв». Кто-то увидел в наркомане, заговорившем с кошкой тоже какую-то историю. И с «Рублевым» отсылки… Секрет в том, что эти отсылки есть, но они сделаны не специально.
А кем ты вдохновляешься из зарубежных авторов, кого смотришь?
Честно говоря, таких довольно много. Например, когда я заканчивал журфак, тема диплома была «Человек — жертва самого себя в фильмах Милоша Формана». Я большой фанат Формана, и у меня постер фильма «Амадей» висит над кроватью. Мне очень нравится его, Аронофски и Скорсезе подход к режиссуре как к постоянному поиску новых историй, жанров и стилей, а не закрепление на чем-то одном и позиционирование себя как социального режиссера или как режиссера, который снимает в одном стиле, более-менее похожем. Не будем говорить, кто так делает из великих русских режиссеров сегодня. Я очень ценю и стараюсь подражать им в том смысле, что пытаюсь искать себя в разном. Без поиска нет развития.
Поэтому и произошла та трансформация, при которой ты от драмы и триллера перешел к комедии? То есть нет никакой гарантии, что ты не снимешь совершенно другое по жанру и по духу кино и удивишь нас всех?
Конечно! У меня в процессе написания и сай-фай, правда с комедией, и чисто комедия, и триллер еще есть, и писал по заказу военно-патриотический блокбастер. Мне все интересно, все можно сделать с душой. Главное, что я правильно выбрал в качестве пути на «Хандре» — идти в первую очередь от себя, от того, что тебе самому максимально близко, что тебя трогает и важно. [Нужно] сразу попытаться ответить на вопрос, будешь ли ты любить этот проект через пару лет, если он затянется. «Хандру» я все еще люблю, и для меня самого это маленькая важная личная победа. Предыдущие работы я не так люблю, татуху с их названием я себе нагруди не набью.
А с «Хандрой»?
А «Хандру» подумываю [смеется]. Прокат покажет.
«Хандра», 2019
«Хандра» останется в твоем сердце, но это фильм про здесь и сейчас, про актуальные вещи. Весь этот по-пелевински абсурдный мир, безумные силовики, продюсеры, которых Харви Вайнштейн собирается увезти в Америку. Ты действительно видишь окружающий мир вот так? Он смешной, абсурдный, пугающий?
Да, я действительно его вижу так, и к жизни так же отношусь: с большим юмором и иронией. И самоиронией. На самом деле я не совсем собирался делать в таком абсурдном стиле этот фильм. Оказалось, что он такой сам по себе, когда мы начали снимать. Даже когда писали [сценарий], казалось, что это вполне окружающая нас действительность, не настолько она даже абсурдна. Но когда это все начинаешь читать с актерами, представлять, как снять, понимаешь, что по другому невозможно смотреть на этот мир. Так что да.
А темы домогательств, сексизма, новой этики, #meetoo, то есть всей этой условно политической ситуации, в которой мы оказались, ты как к этому относишься? Ты об этом шутишь, но за шутками совершенно нельзя понять, как ты сам относишься к теме.
А зачем это надо понимать? Мне не близка позиция, когда режиссер хочет что-то именно конкретное сказать или донести какой-то месседж. Я свою задачу на этом фильме видел в том, чтобы отразить, что происходит сегодня. Отразить с двух сторон: как за так и против там есть сцены. Говорить, что я поддерживаю, а что не поддерживаю модно конечно, но я считаю, что зритель сам должен решать.

У меня конечно есть свое личное мнение, и оно заключается в том, что в обществе происходят важные, на мой взгляд, перемены. И харассмент-скандалы очень полезно встряхнули общество, и движение #meetoo — мне это все по-настоящему нравится, и радостно, что такое происходит, что разговор ведется на эти темы уже, как очень правильно сказал Оганесян [Эдуард Оганесян, режиссер и шоураннер сериала «Чики»] «Не на кухне». Как в «Чиках», которые мне очень понравились, так и в «Хандре» (происходит) попытка говорить об этом громко. Другое дело, что без перегибов не обходится, и некоторые истории, мне кажется, напрасно загубленными кинематографическими и не только судьбами. То есть не везде есть достаточно оснований, чтобы кого-то обвинять. В большинстве да, но действительно есть исключения, когда просто под горячую руку кто-то попадает. Мне хочется, чтобы этих перегибов не было, но само движение очень нужно и правильное сегодня.

Поэтому этих тем так много в фильме. И домашнее насилие, проблема которого уже должна разрешиться в России. Уж не знаю, что для этого можно сделать. В рамках комедийного жанра я вот так пытаюсь повлиять на проблему. Был бы другой жанр, например драма, там высказывание было бы более прямым, через сюжет вы бы точно поняли, что хорошо, а что плохо. В комедии все-таки другие правила.
В фильме есть сцена в клубе, где играет Антоха МС, и его все обожают. Какие еще российские группы, по-твоему, лучше всего отражают нашу современность? Каких ты слушаешь? Я не очень верю, что музыка должна отражать современность. Она, наоборот ее создает, формирует. Я согласен с тем, что ни музыка, ни кино никому ничего не должны, но из тех групп, что ты слушаешь, про какую ты думаешь: «это про сейчас, это мне близко»?
Да, такие есть. Я довольно много слушаю, сейчас, вспомнить бы помимо «Антохи». Мне нравится Shortparis, Хаски крутой, и за сочетание актуальности с выдающейся музыкальной свежестью Face, прям реально больше всего торкает. Еще нравится Скриптонит, мне кажется он двигает музыку вперед, куда-то в завтрашний день. Я ценю за это, а не за то, насколько они отражают современность. Да могут вообще не отражать — мне просто музыка нравится, я меломан. Я даже тексты могу не особо разбирать, что они поют, просто на эмоциональном уровне чувствуешь.
«Хандра», 2019
Фильм «Хандра» поколенческий. Что бы ты хотел сказать, донести людям моего возраста, родившихся в конце 90-х, нынешним двадцатилетним?
Тусите, пока молоды. Делайте, все что хотите, потому что потом придется слишком много думать о том, как прокормиться и о том, как выглядеть посерьезнее. Не взрослейте, потому что надо, взрослейте, когда сами захотите. Один раз живем.

Я вообще не хотел сделать это поколенческой историей, и меня пугает, когда постоянно пишут «поколенческая», потому что это создает какие-то завышенные ожидания и предвзятое отношение. Люди уже идут и думают: «Что там хотел этот режиссер про мое поколение сказать?». Да ничего я не хотел сказать про ваше поколение. Я хотел просто честно, с юмором рассказать о том, как мы живем. Я рад, если кто-то считает, что поколенческое, но это какую-то большую ответственность накладывает сразу, и, мне кажется, под каким-то лишним углом заставляет смотреть фильм. Мне хотелось сделать очень необычный фильм, чтобы он действительно удивлял зрителя — а для этого важно чтобы он ничего не знал о «Хандре» перед просмотром и ничего от нее не ждал. Смотрел с чистого листа.

Как я уже говорил, я далек от желания высказывать, я далеко не самый умный человек. Просто делал то, что по кайфу делать. Это было большое счастье — снимать «Хандру», писать её, и вообще комедию. Я ограничился этим. Все остальное это уже жизнь фильма, которая у каждого зрителя будет своя. К черту всякие высказывания!

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda