Александр Алексашин | 25 ИЮЛЯ 2020

ЖЮЛЬ И ДЖИМ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЭКРАНИЗАЦИИ

Конфликт дружбы и любви в фильме, вдохновленном романом 75-летнего писателя-дебютанта Анри-Пьера Роше

ЖЮЛЬ И ДЖИМ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЭКРАНИЗАЦИИ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАШИН | 25.07.2020
Конфликт дружбы и любви в фильме, вдохновленном романом 75-летнего писателя-дебютанта Анри-Пьера Роше
ЖЮЛЬ И ДЖИМ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЭКРАНИЗАЦИИ
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАШИН | 25.07.2020
Конфликт дружбы и любви в фильме, вдохновленном романом 75-летнего писателя-дебютанта Анри-Пьера Роше
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Франсуа Трюффо
Страна: Франция
Год: 1962

Покинув осенью 1956 года Венецианский кинофестиваль, знаменитый французский кинокритик Франсуа Трюффо направился в Рим, к режиссеру Роберто Росселлини. Он был измотан журналистской работой, хотел сменить профессию и навсегда уйти из критики. Несмотря на то, что к совместным проектам с Росселини он не питал особого интереса, общение с итальянским режиссером все больше подталкивало француза к решающему шагу. Собственный фильм — эта задача стала для Трюффо главной.

Как-то раз перебирая книги на развале у букинистического магазина, Трюффо случайно наткнулся на роман 75-летнего писателя-дебютанта Анри-Пьера Роше «Жюль и Джим». Оставшийся незамеченным широкой публикой, он привлек внимание Трюффо своим названием и оказал на него сильнейшее влияние.

«С первых же строк я влюбился в прозу Анри-Пьера Роше», — позднее признается Трюффо. Пребывая в восторге, кинокритик упоминал роман «Жюль и Джим» при каждой возможности. Так в статье о камерном вестерне Эдгара Дж. Улмера «Нагой рассвет» он использовал лишь ему одному понятное сравнение: «Нагой рассвет» — первый фильм, подаривший мне ощущение, что возможен свой «Жюль и Джим» в кинематографе".
Признания в любви к творчеству дошли до писателя, и спустя всего месяц Роше отправляет Трюффо открытку со словами благодарности. А уже летом того же 1956 года будущий режиссер навестил писателя в его доме в предместье Парижа. Анри-Пьер оказался крайне интересным, элегантным и ироничным человеком, сближение с ним усилило желание Трюффо экранизировать «Жюля и Джима».

Он предложил писателю участие в создании сценария. Сам же активно строил на основе текста Роше линейное повествование. Анри-Пьер так и не приложил руки к сценарию, но дал будущему режиссеру немало ценных советов.

Довольно быстро Трюффо осознал, что без режиссерского опыта он не готов снимать свой первый фильм по такому тонкому сюжету. Экранизация потребовала бы высокого уровня подготовки актеров и глубины построения мизансцен. Трюффо отложил сценарий на несколько лет.

В итоге, через два года первым полнометражным фильмом режиссера стали «400 ударов», затем последовала картина «Стреляйте в пианиста». И лишь после нее Трюффо возвращается к «Жюлю и Джиму».

Сюжет готов. Место действия — Париж начала ХХ века. Два товарища — австриец Жюль и француз Джим дружат, проводят массу времени вместе. Оба мечтают о любви. И вот, в их жизни появляется Катрин. Настоящая роковая женщина. Жюль, влюбившись, и добившись взаимности от Катрин, берет с Джима обещание не вмешиваться в отношения. Казалось, дружба устояла, и течение жизни обретает новое русло. Но Катрин с присущей ей страстью и искренностью отдается отношениям с Джимом — возникают острые углы любовного треугольника.
Кастинг занял немного времени. На главную женскую роль Трюффо взял Жанну Моро. Довольно емкую и точную характеристику дала ей в свое время кинокритик Жинетта Венсандо: «В то время как Брижит Бардо символизировала чувственность, а Катрин Денёв — элегантность, Жанна Моро воплотила в кино идеал интеллектуальной женственности». Именно такой образ и был нужен режиссеру. Из огромного числа сыгранных фильмов Жанна Моро выделяла именно «Жюля и Джима». Её героиня — Катрин — не позволяет управлять собой, она сама из тех, кто управляет. Недаром партнёры Жанны Моро играют «на неё»: их линия поведения в картине обрисовывает характер главной героини, укрупняет её судьбу.

На роль Джима Трюффо приглашает Анри Серра. Ранее он снимался у многих режиссеров, но ни одному из них не удавалось раскрыть его талант, как Трюффо. И оглушительного успеха подобного такому в биографии Серра больше не случалось. Несмотря на это после «Жюля и Джима» его ожидали заметные роли и высокие гонорары.

Жюля сыграл близкий друг Трюффо — Оскар Вернер, известный и успешный австрийский актер. Большинство сцен, где Жюль и Джим ведут себя как дети, были придуманы им, причем внезапно, импровизационно. «Я всегда был романтиком и всегда оставался идеалистом. Мой капитал никогда не был в долларах, он весь — моя фантазия», — подчеркивал актер. Если в начале съёмок Трюффо называл его «Оскар Вертер», то потом — «лорд Жюль».

Музыку к фильму пишет композитор Жорж Делерю, который за создание музыки к более чем 350 кино- и телефильмам, был назван газетой «Le Figaro» «Моцартом кинотеатров». Его дорожка сочиненная для «Жюля и Джима» спустя время была названа журналом «TIME» одной из десяти лучших в истории кинематографа.
Оператором картины стал Рауль Кутар — человек, своей манерой, подвижной, живой съемки, определивший визуальный почерк французской новой волны. Здесь, используя ручную камеру, он то приближается к героям, давая возможность разделить их переживания и эмоции, то, взмывая на вертолете вверх, отходит от них, как бы рассмотривая ситуацию со стороны. Это кажется совсем простым для кинематографа, но именно в умелом чередовании планов и состоит сила впечатления оказываемого картиной.

Кутар также использует лишь естественное освещение, не забывая об игре света и тени. А его частые длинные кадры были призваны имитировать журналистский репортаж. На эту же идею работает использование монтажером Клодин Буше исторических хроник.

Благодаря мощному составу исполнителей Трюффо удается реализовать задумку. Главная из них — стилистическая лёгкость фильма. Являясь содержательным и продуманным до деталей, фильм, не затягивает зрителя в глубокие раздумья. За счет юмора и непринужденного поведения героев, он ярко высвечивает проблему любви, поставленную режиссером, раскрывает легкомысленность эксперимента героев с собственными чувствами.
В «Жюле и Джиме» молодежь 60-х видела манифест свободной любви, при том, что фильм показывает все опасности таких отношений. В первую очередь, то, как эта свободная любовь разрушает дружбу. От Трюффо, которому в его непростом детстве дружба заменила семью, эта тема звучит еще искренней.

Еще до окончания съемок информация о грядущем выходе картины рассказывается зрителю, причем, в характерном для Новой волны формате «пасхалки». Так, в фильме Жана-Люка Годара «Женщина есть женщина» Жанна Моро появляется в баре, и герой Жан-Поля Бельмондо спрашивает её — «Когда же выйдут Жюль и Джим?».

После релиза картина имела потрясающий успех, который продолжает эхом отзываться во времени. Своеобразным откликом в будущем можно считать сюжет фильма «Ванильное небо». В комнате главного героя этой ленты висит постер с изображением Жанны Моро в роли Катрин.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda