геннадий гусев | 26 АПРЕЛЯ 2021

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ: ПАСТОРАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

Столкновение традиций и прогресса, пульс ускоряющейся жизни и стилистические отсылки к немому кино в одном из ранних фильмов комедиографа Жака Тати, который посвящен дню из жизни небольшого городка и приключениям почтальона Франсуа

ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ: ПАСТОРАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 26.04.2021
Столкновение традиций и прогресса, пульс ускоряющейся жизни и стилистические отсылки к немому кино в одном из ранних фильмов комедиографа Жака Тати, который посвящен дню из жизни небольшого городка и приключениям почтальона Франсуа
ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ: ПАСТОРАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 26.04.2021
Столкновение традиций и прогресса, пульс ускоряющейся жизни и стилистические отсылки к немому кино в одном из ранних фильмов комедиографа Жака Тати, который посвящен дню из жизни небольшого городка и приключениям почтальона Франсуа

— Я хотел все сделать быстро, по-американски.

Из фильма «Праздничный день»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Жак Тати
Страна: Франция
Год: 1949

«Праздничный день» — один из ранних фильмов комедиографа Жака Тати. Повествующая об одном дне из жизни небольшого городка и приключениях почтальона Франсуа картина должна была стать первой цветной во Франции. Однако в ходе работы над проектом стало понятно, что новая технология далека от совершенства. Тогда Тати решил сделал монохромную запись в качестве резервной копии. В итоге именно это и помогло режиссеру спасти ленту — занимавшаяся обработкой изображения лаборатория не смогла осуществить задуманное, и черно-белый вариант пришелся очень кстати.

Столкновение традиций и прогресса — одна из основных тем постановки. Главный герой произведения почтальон Франсуа (его играет сам Тати) в попытке угнаться за все ускоряющимся ритмом жизни пытается повысить скорость доставки писем. Вдохновленный случайно увиденной короткометражкой об американских почтальонах, которые доставляют посылки при помощи вертолетов, протагонист трудится из последних сил, перманентно попадая в забавные и уморительные ситуации, веселя и воодушевляя своим эксцентричным поведением окружающих.

Вторая часть ленты, в которой Франсуа максимально ускоряется и в буквальном смысле слова гонится за прогрессом, является практически покадровым повторением короткометражной работы режиссера «Школа почтальонов». Это неудивительно, ведь «Праздничный день» — дополненная версия «Школы». А Франсуа является прообразом знаменитого господина Юло, главного персонажа в творчестве Жака Тати.
В обаятельной пасторальной комедии автора «Моего дядюшки» нелепое смешивается с серьезным, а мысли о неумолимом течении времени перемежаются гэгами, словно бы сделанными для немого кино. Действительно, в картине не так много диалогов и монологов — бо̀льшая часть юмористических этюдов достигается при помощи пантомим, словно бы списанных с работ Чарли Чаплина и Бастера Китона или, что в данном случае будет точнее, оказывающихся изящным реверансом в сторону постановок Жоржа Мельеса.

Комедия Жака Тати — это также послевоенный фильм, особое внимание уделяющий урбанизации, пришедшей после Второй Мировой войны, а также экономической экспансии. Франсуа начинает свое путешествие в сельской местности, затем вдоль по побережью направляется в пригород и наконец оказывается в городе.

В ничего не значащих на первый взгляд рядовых бытовых ситуациях (бессловесное, словно бы вновь отсылающее к немому кино, знакомство молодого человека и девушки на центральной площади, зажигательные танцы в баре, однообразные будни парикмахера) кинематографист нащупывает пульс жизни. В середине двадцатого столетия ее неторопливое течение постепенно начало ускоряться. Это нашло отражение в людях, которые «должны» были делать все быстрее: учиться, работать, отдыхать, любить.
Не зря в финале картины появляется безымянный малыш, которому поручают исполнить должностные обязанности Франсуа — человек старой формации постепенно уступает свое место новым людям.
Однако размышления о старом и новом скрыты за вереницей комедийных эпизодов — непритязательных, но вызывающих как минимум легкую улыбку. Неуклюжий велосипедист-почтальон настолько прост и наивен по своей натуре, что не сопереживать ему невозможно. А встречающиеся персонажу на пути люди, хоть и горазды на мелкие пакости, не делают ничего по-настоящему плохого. Именно поэтому «Праздничный день» представляется фильмом легким и веселым.

Это, однако, не мешает ему быть сложным. Некоторые сцены постановки сняты оригинальным для того времени способом. Например, эпизод, в котором Франсуа преследует надоедливая пчела, предлагает зрителю по максимуму задействовать свое воображение — самого насекомого в кадре нет, а его присутствие обнаруживается лишь при помощи звукового эффекта, перемещающегося от заднего плана кадра к переднему и обратно.

Додумать, дорисовать в воображении можно и весь мир, который остается за кадром камеры Жака Меркантона («Каникулы господина Юло»). Мир этот cуетящийся, свободный, постепенно оправляющийся от ужасов войны, живой и бесконечно красивый. Именно за умение видеть красоту в самых простых людях и событиях публика полюбила Тати.
В «Праздничном дне» постановщик еще не достиг мастерства, которое он затем продемонстрирует в своих поздних лентах, но благодаря неиссякаемому оптимизму, который излучают его персонажи, а также старомодному чувству юмора картина о невезучем почтальоне превратилась в очаровательное произведение, неглупое и по-доброму смешное.

Постановщик показал в своем фильме еще одну тенденцию тех лет. Разинув рты, европейцы того времени безропотно смотрели в сторону Запада, превознося США и считая родину Элиаса Хоу и Генри Форда безальтернативной передовой инновационной страной.

Франсуа настойчиво пытается следовать этой моде; он желает «делать по-американски», но в итоге сдается и видит, как его работу завершает маленький мальчик — возможно, в будущем такой же почтальон, как и он сам. Совершает это мальчуган, даже и не пытаясь ускориться — новое поколение само решит, что для него лучше.

Практически бессюжетный полнометражный дебют Тати «оживает» в том числе благодаря музыке Жана Ятова («Улица Монмартр, 125», «Седьмой присяжный»). Она сопровождает главного героя практически на протяжении всего его нелегкого путешествия. Музыка поддерживает заданный сценаристами (Тати, а также Анри Марке и Рене Велером) темп и не дает заскучать в редкие минуты покоя.
Комедия фарса в произведении соединяется с повествовательной отстраненностью. Некоторые критики полагали, что в этом комедиограф предвосхитил появление французской новой волны. Классические представления о сюжете и повествовании в «Праздничном дне» были отринуты — вместо этого мы видим Франсуа так, как будто бы все происходящее с ним было на самом деле. Режиссер помещает героя в среду, а затем от него отворачивается, предоставляя нерадивому почтальону самому распоряжаться своей судьбой.

Конечно, такая точка зрения является преувеличением и слабо коррелирует, например, с появившейся спустя почти двадцать лет после премьеры «Праздничного дня» работой Ролана Барта «Смерть автора». В ней критик и философ заявлял о невозможности включения в анализ текста (кино или театральной постановки) исторического контекста, авторских позиций, его биографии и намерений. Напротив, Барт считал, что произведение и его создатель не связаны между собой настолько крепко, как это прежде было принято считать. Творение принадлежит читателю и зрителю, полностью теряя связь с автором после того, как становится достоянием публики.

Фильм Жака Тати отчасти предвосхитил эти новые тенденции в структурализме, а также стал великолепным образчиком старой французской комедии, еще окончательно не утратившей связь с немым кино, но уже высматривающей где-то на горизонте пути для развития, в которых найдется место и отцу господина Юло.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda