ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27 ОКТЯБРЯ 2021

ХОАКИН ФЕНИКС: ТРИУМФЫ И ПРОВАЛЫ НА ПУТИ К ОСКАРУ

От эпизодической роли на телевидении до воплощения культового злодея из Готэма

ХОАКИН ФЕНИКС: ТРИУМФЫ И ПРОВАЛЫ НА ПУТИ К ОСКАРУ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27.10.2021
От эпизодической роли на телевидении до воплощения культового злодея из Готэма
ХОАКИН ФЕНИКС: ТРИУМФЫ И ПРОВАЛЫ НА ПУТИ К ОСКАРУ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27.10.2021
От эпизодической роли на телевидении до воплощения культового злодея из Готэма
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Римский император, кантри-певец и Иисус Христос — с каждой новой ролью Хоакин Феникс доказывал — для него нет ничего невозможного. Почти сорок лет актерской карьеры Хоакина Феникса в обзоре Юлии Салиховой.

Если бы основным требованием в Голливуде было профильное образование, то о Хоакине Фениксе никто бы не услышал. Он не ходил на актерские курсы, не учился в университете, не окончил даже школу. На интервью Хоакин пренебрежительно бросает фразы вроде «Да ничего особенного, я просто прочитал сценарий, вышел на площадку и сыграл» словно подготовка к роли — это что-то зазорное. Однако потом выясняется, что он месяцами репетирует смех, учится играть на гитаре, на протяжении года прикидывается сумасшедшим в рамках никому не известной промокампании к псевдоавтобиографической ленте, сидит на жестких диетах, учится тушить настоящие пожары и проходит курс реабилитации в клинике после радикального погружения в образ.

ПОДХОД К РАБОТЕ

К выбору ролей Хоакин подходит с особой тщательностью: как правило игнорирует блокбастеры и снимается только в тех проектах, которые его действительно зацепили. Как и многие в Голливуде, актер боится застрять в одном амплуа, поэтому отказывается от пройденных маршрутов и выбирает еще не изведанные тропы. Музыкант-алкоголик с наркозависимостью, профессор философии с тягой к виски, пьющий ветеран войны или карикатурист в инвалидной коляске, состоящий в клубе анонимных алкоголиков. Общие черты среди огромного списка сыгранных им персонажей прослеживаются, однако каждое воплощение на экране выглядит оригинально и самодостаточно, даже если всех героев объединяет одна пагубная привычка. Хоакину одинаково хорошо удается изобразить бессердечных злодеев и романтичных героев, но особенно удачными получаются эмоционально и психически неустойчивые персонажи.

Главное оружие Хоакина Феникса — телесность. Свои роли он играет не столько мимикой и репликами, сколько хореографией тела. Хоакин по-настоящему вживается в роль. Костюмы и грим в его случае — лишь небольшое дополнение к образу. Основное перевоплощение происходит внутри персонажа: актер словно принимает форму героя и забирается под его кожу.

Хоакин сам решает в каком виде ему следует предстать в очередном проекте. Обычно это касается метаморфоз с весом. Для роли в «Иррациональном человеке» Вуди Аллена он поправился на 15 кг, таким он видел своего героя. По той же причине он начал набирать вес в середине съемок «Гладиатора». Хоакин предположил, что после вступления на трон, император должен выглядеть более расслабленно и тучно. При этом он не счел нужным поделиться своей теорией с режиссером фильма Ридли Скоттом из-за чего попал в неловкую ситуацию и был вынужден сбрасывать вес так же быстро, как и набрал его. Во время подготовки к роли Джокера он напротив сел на жесткую диету, чтобы более явно показать слом героя. Перед съемками «Мастера» он посетил не только диетолога, но и дантиста, который поставил ему на зубы скобки и жгуты ради определенной ухмылки его персонажа Фредди Куэлла.

РАННИЕ ГОДЫ И ПЕРВЫЕ РОЛИ

Родители Хоакина были хиппи и состояли в печально известной секте «Дети Бога», однако вовремя распознали аморальный характер движения и покинули культ. Вместе с пятью детьми семейство Боттом перебрались в Калифорнию и в знак возрождения символично сменили фамилию на Феникс. Хоакин — единственный из детей в семье, чье имя не отсылало к природным мотивам (брат Ривер, сестры Либерти, Саммер и Рейн), решил — отныне его будут звать Лиф (англ. Leaf — Листок). Дети с ранних лет выступали с песнями и танцами на улицах и открытиях торговых центров. Катастрофическая нехватка денег и призрачные мечты о Голливуде сподвигли родителей детского квинтета продать имущество и отправиться покорять город звезд. Мать семейства Арлин Феникс устроилась секретаршей кастингового отдела на канал NBC и подтянула детей на ТВ.

Хоакин Феникс впервые появился на телевидении в эпизодической роли сериала «Семь невест для семи братьев». В шоу уже был задействован его старший брат Ривер. Когда для съемок рождественского выпуска понадобилось два ребенка — роли предложили Хоакину и Либерти, ведь они и так находились на площадке вместе с братом. Так началась карьера Хоакина (в титрах Лиф Феникс) на телевидении. Вместе с братом Хоакин снялся в образовательной антологии «ABC Специально после школы», а с сестрой Саммер в детективном сериале «Она написала убийство».

Дебют Хоакина Феникса в кино состоялся, когда ему было одиннадцать. Он сыграл помешанного на космической тематике мальчика в комедийном триллере 1986 года «Пикник в космосе» о детях-астронавтах. Фильм с треском провалился в прокате в контексте катастрофы шаттла «Челленджер», которая унесла жизни семи членов экипажа в январе 86-ого. Хоакин продолжил сниматься на телевидении во второстепенных ролях. Например, он появился в образе компьютерного гения в сериале «Супермальчик» о юности человека из стали.

Прорывом в юношеской карьере Лифа (Хоакина) Феникса стала драма Рона Ховарда «Родители», в которой он исполнил роль трудного подростка. Душещипательная игра в этом фильме принесла Хоакину первую номинацию — премию «Молодой артист». После «Родителей» на юного актера пытались повесить амплуа проблемного мальчика-подростка, предложения воплотить на экране трудного ребенка сыпались одно за другим. Хоакина однообразные роли не интересовали, поэтому он игнорировал даже перспективные проекты. Несмотря на успех картины и хвалебные отзывы кинокритиков, Хоакин решил притормозить с творчеством и отправился путешествовать.

СМЕРТЬ БРАТА И ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА

В 1993 году от передозировки наркотиками умирает старший из детей Феникс — Ривер. Раздавленный смертью брата Хоакин берет перерыв в актерской карьере. На экранах он появляется спустя два года в драматическом триллере «Умереть во имя». Гас Ван Сент, четырьмя годами ранее снявший «Мой личный штат Айдахо» с Ривером Фениксом, заново открывает его младшего брата Хоакина. Это новая глава в карьере молодого актера. Он примерил на себя образ бунтаря, снялся в своей первой постельной сцене и наконец избавился от псевдонима. Формально актерская карьера Хоакина началась с этой ленты, именно здесь в титрах впервые появляется его настоящее имя. Съемки у Ван Сента открыли для Хоакина новые возможности и знакомства. Он встречает Кейси Аффлека — будущего лучшего друга и шурина — с которым спустя 15 лет они знатно потроллят общественность совместной работой «Я все еще здесь».

После «Умереть во имя» Хоакина вновь приглашают на роли трудных подростков, но он по-прежнему бракует эти предложения. Актер отказался сниматься в «Ночи в стиле буги» Пола Томаса Андерсона, боясь испортить репутацию ролью наркозависимого порноактера, а также отверг предложение сыграть в «Американской истории Икс».

В период с 1996 по 1999 гг. Хоакин снимается в малобюджетном кино. Он появляется в эпизодической роли у Оливера Стоуна в «Повороте», играет стеснительного романтика в драме «Выдуманная жизнь Эбботов», примеряет образ заключенного в независимом кино «Форс-мажор» и перевоплощается в натыкающегося на трупы недотепу в криминальной комедии «Мишени». Единственным громким проектом за эти годы в карьере Феникса стал блокбастер Джоэла Шумахера «8 миллиметров» с Николасом Кейджем в роли детектива. Хоакин сыграл панка, который помогает главному герою докопаться до правды. Картина собрала внушительную кассу, однако была прохладно встречена критиками.

ПРОРЫВ В КАРЬЕРЕ И ПЕРВАЯ НОМИНАЦИЯ НА ОСКАР

По настоящему известным Хоакин стал в 2000 году благодаря роли римского императора Коммода в «Гладиаторе». Боссы студии выбором Ридли Скотта остались недовольны, но режиссер не ошибся — игра Хоакина оказалась настолько убедительной, что принесла ему первую номинацию на Оскар. В попытках закрепить успех и убедить членов академии вручить награду именно ему, Хоакин снимается еще в двух фильмах: исторической драме «Перо маркиза де Сада» и криминальном триллере Джеймса Грэя «Ярды». Измотанный съемками, а главное — так и не получивший главную кинонаграду, Хоакин берет перерыв на год.

Следующая работа Хоакина — трагикомедия «Солдаты Буффало», высмеивающая американскую армию и патриотизм, — провалилась в прокате. Как в случае с «Пикником в космосе» одной из причин краха стало неудачное время выхода в кинотеатры. Изначально картина должна была выйти в широкий прокат осенью 2001 года. События 11 сентября сдвинули выход фильма на два года, но даже в 2003 ленту можно было увидеть всего в шести кинотеатрах Америки.

В 2002 году Хоакин случайно попадает в каст нового фильма М. Найта Шьямалана, находившегося на пике своей карьеры. Игра Хоакина в «Знаках» настолько поразила режиссера, что он сразу предложил актеру роль в своем следующем фильме «Таинственный лес».

Уже тогда Хоакин стремился быть максимально правдоподобным на экране, поэтому старался вести соответствующий герою образ жизни. Так для роли в фильме о пожарных «Команда 49: Огненная лестница» (2004) он прошел курс подготовки в Балтиморской академии и даже ездил тушить настоящие пожары. Однако эти усилия оказались напрасными. Лента потерпела фиаско, единственной похвалы кинокритиков удосужился эффектно показанный в кадре огонь.

РАДИКАЛЬНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ В РОЛЬ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Одной из главных работ Хоакина стала роль кантри-певца Джонни Кэша в байопике 2005 года «Переступить черту», которая принесла ему вторую номинацию на Оскар. Музыкант лично одобрил кандидатуру Хоакина, но умер еще до окончания съемок. Для роли Хоакин научился играть на гитаре, петь голосом Кэша и сам исполнил все музыкальные партии в фильме. Несмотря на то, что главная кинонаграда ушла Филипу Сеймуру Хоффману за роль Трумена Капоте, Хоакин унес домой сразу две статуэтки: Золотой глобус за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле и Грэмми за лучший саундтрек. Роль Кэша в очередной раз доказала, что Хоакин не просто играет своих героев, а живет ими. Во время съемок он перестал отзываться на собственное имя, не расставался с гитарой и перенял от своего персонажа проблемы с алкоголем. Радикальный подход к воплощению образа привел к тому, что после работы над фильмом Хоакин добровольно прошел реабилитацию от алкогольной зависимости.

После очередного возрождения Хоакин снялся в двух фильмах Джеймса Грэя: криминальном триллере «Хозяева ночи» и мелодраме «Любовники». В период промокампании к «Любовникам» Хоакин неожиданно для всех заявляет о прекращении актерской карьеры. В 2009 году на вечернем шоу Дэвида Леттермана Хоакин появляется в неряшливом виде и объясняет — решение уйти из кинематографа связано с записью хип-хоп альбома. Этот перфоманс продолжается полтора года вплоть до выхода той самой совместной работы с Кейси Аффлеком в качестве режиссера — мокьюментари «Я все еще здесь». Помятый костюм, длинные волосы, борода и темные очки оказались частью образа для псевдодокументалки про уставшего актера. Фильм-провокация вышел за рамки типичного кино, ведь Хоакин в течение многих месяцев прикидывался сумасшедшим не на экране, а в реальной жизни.

Спустя еще два года Хоакин возвращается на экраны в образе демобилизованного моряка, который попадает в религиозную секту. «Мастер» стал первой совместной работой Хоакина и Пола Томаса Андерсона и последней в карьере Филипа Сеймура Хоффмана. Убедительная игра в ветерана второй мировой принесла Фениксу третью номинацию на Оскар, а Хоффману четвертую. Лента купалась в хвалебных отзывах критиков, но академия сделала выбор в пользу других кандидатов. Следующая совместная работа Хоакина и Андерсона «Врожденный порок» успех «Мастера» не повторила, зато показала актера в непривычном комедийном амплуа.

В 2013 году на волне популярности сериала «Черное зеркало» в прокат вышел фильм Спайка Джонса «Она». Хоакин примерил необычный для себя образ: он сыграл застенчивого писателя Теодора, который влюбляется в операционную систему.

Грустный и меланхоличный образ экранного писателя привлек внимание Вуди Аллена. Хоакин получил главную роль в его следующем фильме «Иррациональный человек». На экранах Феникс появился в образе профессора философии, переживающего экзистенциальный кризис. Его партнершей по фильму стала новая муза Аллена — Эмма Стоун.

НА ПУТИ К ОСКАРУ

Сознательно отказываясь от блокбастеров, Хоакин продолжил сниматься в независимом кино. В 2017 году с ним вышел триллер «Тебя никогда здесь не было». Картина продемонстрировала явные параллели с «Таксистом» Мартина Скорсезе, как и «Джокер», в котором актер сыграл двумя годами позже. Роль наемного убийцы принесла Хоакину победу в Каннах. Награду актер вышел получать в кедах — настолько неожиданным для него оказалось решение жюри.

Хоакин Феникс никогда не боялся трудных ролей и охотно вписывался в любой интересный проект. В 2018 году он расширил свой актерский диапазон и снялся в трех абсолютно непохожих друг на друга образах: сыграл агрессивного наемника в вестерне «Братья Систерс», Иисуса Христа в посредственной исторической драме «Мария Магдалина» и инвалида-карикатуриста с алкогольной зависимостью в байопике Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет».

Внушительный список ролей был бы неполным без той, что принесла ему заветный Оскар. Для роли культового злодея из Готэма Хоакин месяцами репетировал смех, сторонился людей и голодал во время съемок. Актер признался, что никогда не думал о «Джокере» как о блокбастере, более того — не считает горе-комика своей лучшей работой. Лента Тодда Филлипса действительно имеет мало общего с высокобюджетными супергеройскими картинами, зато отсылает к «Королю комедии» и «Таксисту» Мартина Скорсезе. «Джокер» Филлипса получил неоднозначные отзывы критиков, однако все сошлись на том, что игра Хоакина заслуживает высоких оценок и признания. Получивший заветную статуэтку, Хоакин снялся в независимом кино от режиссера «Начинающие» и подписал контракты на новые проекты Ридли Скотта и Ари Астера. Остается надеяться, что лучшая роль Хоакина еще не сыграна, и одним Оскаром его карьера не ограничится.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda