В 1948 году была напечатана статья французского режиссера и теоретика кино Александра Астрюка под названием «Рождение нового авангарда: камера-перо». Эта публикация повлияла на эстетическую программу синефилов-революционеров 1960-х годов и возникновение понятия «авторское кино». Вторя Астрюку, Франсуа Трюффо в статье «Одна тенденция во французском кино» повторяет: кино должно быть инструментом авторского высказывания, которое наряду с авторским стилем составляет ценность произведения. И Астрюк, и Трюффо видели основную задачу новой кинематографии в отказе от преславутых стандартов качества, навязанных мировыми киноиндустриями. Представители авторского кино противостояли традиции студийных сьемок, высоких бюджетов и насильственного заключения режиссера в рамки жанрового кинематографа. Так проявили себя вечная оппозиция авторского и жанрового кино и обывательское отношение к последнему как к второсортному за исключением работ некоторых художников-индивидуалистов, чьи ленты выделялись на фоне штампованных голливудских новинок. Еще со времен Новой французской волны к таким художникам принято было относить, например, Альфреда Хичкока и Говарда Хоукса.
Зачастую жанровое кино незаслуженно приравнивают к массовому продукту и противопоставляют кинематографу «не для всех». Среди кинотеоретиков жанровое кино воспринимается не так однозначно. Более того, оно представляется весьма загадочным явлением, вызывающим массу научных споров. Его можно определить как вещь-в-себе – самодостаточную кинематографическую форму, обладающую настолько сложной грамматикой, что зрителя из раза в раз волнуют и трогают до слез даже знакомые сюжеты. Несмотря на то, что в основе любого жанра лежат тривиальные клише, они на протяжении десятилетий доказывают действенность своих аффективных механизмов. Как считают некоторые критики и исследователи, в частности Томас Шац, жанровое кино никогда не существует само по себе и производит глубокий анализ фундаментальных для того или иного сообщества ценностей и культурного контекста, в котором существует. Жанровое кино иллюстрирует общественные изменения, а иногда возникает, как попытка их спровоцировать. С этой точки зрения, романтические комедии про любовь между представителями разных социальных слоев или голливудские вестерны 60-х годов обнажают порочность всякого общественного разделения и призывают к толерантности.
Жанровое кино с трудом поддается изучению, так как непрерывно трансформируется благодаря режиссерам, которые играют со зрительскими ожиданиями от того или иного жанра. Кто сказал, что фильм ужасов должен быть оформлен в темных и депрессивных цветах? Недавно вышедшее на экраны «Солнцестояние» Ари Астера совершило революцию в визуальной эстетике фильма ужасов при использовании для конструирования саспенса типичных для хорроров триггеров. Трансформация и вариативность подачи ожидаемых жанровых клише сами по себе наводят на мысли о проявлении авторского «я». Жанровое кино предстает таинственным феноменом, как на уровне его определения, так и в масштабе его взаимодействия с другими кинематографическими практиками.
Эту статью мы посвящаем осмыслению природы жанрового кино и его неоспоримому авторитету в работе со зрительской реакцией и глубокими культурными смыслами.