Последняя работа Джейн Кэмпион «Власть пса» выделяется из всей плеяды предыдущих выразительных и не очень картин. О ней мы писали в начале, и это тот фильм, благодаря которому Кэмпион снова оказалась на коне. В основу легла очередная американская классика, но герои уже не в Канзасе — на родине, в Австралии или Новой Зеландии, — а на Среднем Западе США в 1925 году.
Несмотря на хронологическую оторванность сюжета от наших дней, история донельзя актуальна и своевременна. Активно провозглашаемая повестка о представлениях относительно маскулинности и феминности — стержень «Власти пса». Токсичный, как бы мы сказали сегодня, фермер Фил Бербанк (Бенедикт Камбербэтч) видит мир одномерно, не допуская, что способен ошибиться. И пока у людей вокруг него кипит жизнь, Фил мрачно их осуждает, ревнует и упивается ностальгией по своему прошлому — к слову, довольно неоднозначному.
Упоминание некоего Бронко Генри появляется уже в начале фильма — как знакомое имя из биографии братьев Бербанк. Нет, однако, ни намека на то, насколько оно важно для повествования, кроме многозначительного молчания Джорджа Бербанка (Джесси Племонс) в ответ на реплику Фила. Бронко — мифическая фигура, которая позже принимает более четкие очертания за счет личной истории с героем Камбербэтча. Мельком брошенные слова и действия, восходящие к бессознательному, направляют восприятие зрителя по единственно возможному пути — отношения Фила и Бронко Генри были отнюдь не платоническими, какие должны складываться между учеником и ментором.
Мужественный и воинственный Фил отрицает эту часть себя, а скопившуюся ненависть направляет на женщин и детей, как завещал «Валентин Стрыкало». Он глубоко несчастен внутри, что видно по глазам на мокром месте, когда брат дипломатично отказывается поддерживать мизогинистические разговоры, нескончаемому курению, вербальной ревности и агрессии. Например, женоподобный юноша Питер (Коди Смит-Макфи) появляется на экране с бумажными цветами — он осторожно нарезает края бахромой. Когда Фил видит поделку на столе, то долго выжидает и высматривает жертву. В другой сцене Роуз (Кирстен Данст) — жена Джорджа и мать Питера — репетирует выступление на рояле, и Фил начинает параллельно играть на своем банджо, чтобы ее сбить. Эта детскость явно указывает, что Бербанк — недолюбленный ребенок с серьезной травмой, мечтающий о внимании и тепле.
Кэмпион предлагает два разных взгляда на маскулинность: в исполнении Джорджа, который способен молча выполнять обязанности официанта, чтобы помочь женщине, и Фила, считающего, что лучший способ сделать из мальчика мужчину или вывести женщину на чистую воду — это прилюдное унижение. Водораздел можно провести даже на бытовом уровне: Фил не принимает ванну дома, а ходит на пруд, где обмазывается грязью. Не забывает режиссер и про свой любимый образ женщины-аутсайдера, коей становится Роуз. Семья Бербанк обладает энциклопедическими знаниями: у Фила образование в сфере классической литературы, Джордж водит дружбу с губернатором, родители читают «Проклятие Тутанхамона». Она же — простая кухарка, и не может сыграть простую последовательность нот перед важными гостями.